июня 24, 2015

Песчаные звёзды. Часть 6. Жемчужина пустыни – Мамшит.

Заканчивая раздел о самых основных постройках Мамшита, мы просто обязаны затронуть византийскую эпоху. В византийский период многие здания изменялись или переносились с места на место, перестраивались старые и строились новые. В этот период были достроены и перестроены бассейны и купальни, расширена и модернизирована винодельня, претерпели некоторые изменения хозяйственные и производственные здания.


Самыми значимыми постройками византийского периода для Мамшита стали две церкви, считающиеся старейшими в Негеве. Объяснение просто – Византия первое христианское государство и её главным представительством повсюду являлась церковь. Богатство и роскошь убранства церквей указывает на прямые дотации из Константинополя. Церкви Мамшита, как и все ранние церкви византийской эпохи направлены на восток, как символическое направление на Иерусалим. Точный план обеих церквей был сделан при раскопках в 1965-1967 и 1971-1972 годах археологами Еврейского университета. Обе церкви не отличаются от обычных базилик того периода, но есть некоторые уникальные отличия стоящие краткого описания.
Итак, в Мамшите было построено две христианские церкви. Первая – Церковь Святых и Мучеников, так же называемая Восточной Церковью. Своим названием церковь Святых и Мучеников обязана обнаруженному в ней оссуарию – ящику для захоронения мощей и являющимся объектом раннего христианского культа мучеников, что полностью оправдывает название церкви. Восточная Церковь представляла собой крупный комплекс из красивой и большой залы с колоннами, в которую вёл лестничный пролёт, а так же ряда комнат, трёх неф, красивой апсиды с двумя квадратными комнатами по бокам.



В каждой из боковых комнат находились мраморная ограда, сиденья из цельного камня, баптистерий и встроенный в основание реликварий венчавшийся небольшим алтарём. Церковь была вымощена мозаикой с геометрическими узорами и крестами. В центре церкви была выложена мозаичная надпись «I(esous) Ch(ristos) Th(eou) Y(ios) S(oter)».


Вторая церковь – Церковь Святого Нила (Нилуса) или Западная Церковь, получившая своё название из-за мозаичной надписи в нефе : «Господи, спаси раба Твоего Нила, любящего Христа, основавшего здание сие и храни его домочадцев».


С позволения уважаемого читателя, автор позволит себе отступление кратким повествованием о Святом Ниле, уроженце Анкары. У Нила был высокий духовный сан в Византии. Прибыв в Набатейское Царство со своим сыном, Нил поселился в небольшом монастыре, который платил набатеям за покровительство. Однажды отряд набатеев атаковал монастырь, забрав все припасы еды, воды и уведя с собой всех монахов. Среди плененных монахов оказался и сын Нила. Отправившись на поиски, Нил после долгих странствий и бедствий нашёл шатёр шейха, который и поведал Нилу, что его сын был продан рабом в Халуццу. Добравшись до Халуццы, Нил с удивлением обнаружил своего сына в полном здравии и занимающего высокий духовный сан в местной церкви. Несколько позже Нил стал епископом. После смерти он был причислен византийской церковью к лику святых.
Церковь Святого Нила была не большая по размерам (10 Χ 17,5 метров), имела треугольную крышу и мраморную облицовку.


В церкви было три апсиды, три нефа и часовня на южной стороне с небольшой апсидой.




Центральный неф имел мозаичный пол с панелями из восьмиугольников с изображением птиц и корзины фруктов, а также геометрическую панель с надписью в центре упоминающую Святого Нила, построившего церковь.


Данные церкови уникальны своими мозаичными изображениями. Подобные изображения совсем несвойственны для византийских церквей и тем более в Негеве. Изображение креста в напольной мозаике в Церкови Святых и Мучеников
говорит о том, что в церкви молились не позднее V века, когда был принят закон запрещающий изображение креста на полу церквей, дабы не наступать на символ церкви.



Ковровая мозаика перед святилищем в Церкови Святого Нила изображает двух павлинов по обе стороны от амфоры, по бокам которой свешиваются виноградные лозы. Изображение птиц и животных в мозаиках церкви Святого Нила свидетельствует о том, что церковь уже не посещалась в начале VII века во времена иконокласта при правлении императора Льва III Исаврийского.



У входа в церковь Святого Нила сохранилась выполненная в мозаичном полу надпись гласящая: «Господь, помоги Аврааму сыну Зиновия, хранителю сего храма» (Авраам – священнослужитель заботившийся о церкви).
Как и в других христианских храмах Негева, архитектурные элементы церковных зданий в Мамшите были украшены резьбой. Главным украшением служили кресты и украшенные молдинги. Сейчас эти архитектурные элементы утратили свою изысканность и выглядят несколько грубо, но… ни что не может противостоять безжалостному Хроносу.


С предыдущими частями очерка о Набатеях можно ознакомиться по ссылкам: Песчаные звёзды. Часть 1.
Песчаные звёзды. Часть 2.
Песчаные звёзды. Часть 3.
Песчаные звёзды. Часть 4. Авдат.
Песчаные звёзды. Часть 5. Жемчужина пустыни – Мамшит.
Через несколько дней будет опубликована следующая глава. Хорошего дня и настроения!

июня 23, 2015

Песчаные звёзды. Часть 5. Жемчужина пустыни – Мамшит.

Зной отступал унося с собой последние силы караванщиков и сотканные из жаркого бреда призрачные миражи. Караван продолжал свой путь оставляя далеко позади солнце, зацепившееся тенями за острые камни Подъема Скорпионов. Сумерки щедро одарили путников радостной надеждой – огнями города, ожидавшего их впереди... Допитый курнуб придавал погонщикам верблюдов сил завершить свой изнурительный переход сегодня, что бы завтра с новыми силами повести караван через пылающее жаром сердце пустыни.
Мамшит – (ивр. ‏ממשית‏‎‎‎) современное еврейское название древнего набатейского города Мемпсис (Mampsis), известного под этим именем по мозаичным картам
Медва. Арабское название этого города – Курнуб (Kurnub). Мамшит считается не самым большим из шести набатейских городов центрального Негева. Руины Мамшита были найдены в превосходной сохранности, что предоставило ученым уникальную возможность изучать историю набатеев. Мамшит возник примерно в IV веке до н.э. в месте пересечения древних путей из Газы и Иерусалима в Эйлат и Петру, объединяя между собой Негев и Эдом. Как и многие набатейские города, Мамшит начав своё существование как караван-сарай, достаточно быстро увеличился до крупного города. Город быстро стал одним из важных пунктов на Пути Благовоний – караванном пути из южной Аравии в страны Средиземноморья, по которому перевозились не только благовония, мирт, ладан, наркотики и специи, но и товары перевозимые транзитом из Индии в Средиземноморье в периоды военных конфликтов, когда Северный Путь оказывался закрыт.
Мамшит помимо важного транзитного пункта быстро становится и сельскохозяйственным центром Набатейского царства. Выгодное расположение рядом с небольшой одноимённой рекой позволяло набатеям за короткий зимне-весенний период запасать большой объём воды, обеспечивая ею не только жителей разрастающегося и крепнущего города, но и быстро развивающиеся сельское хозяйство.
До прихода римлян Мамшит в основном был городом шатров, палаток и немногочисленных зданий иудейской архитектуры. Это обуславливается тесными экономическими, политическими, культурными и родственными отношениями между набатеями и иудеями в доримский период. Ещё до прихода римлян в Мамшите уже существовала развитая и уникальная система водосбора и хранения воды, о которой писалось ранее и к которой мы вернёмся чуть позже. В более поздний период Мамшит обладал эклектичной архитектурой, собранной словно мозаика из греческой, римской, иудейской, византийской и др. архитектур.
В настоящее время территория развалин Мамшита составляет более 40 акров и в основном относится к римско-византийскому периоду.

фотография с сайта "Sonia Halliday Photo Library"
При раскопках были найдены прекрасно сохранившиеся остатки городской стены с воротами и двумя башнями, множество общественных и жилых зданий, городские цитадели, бани, водосборники, городской общественный колодец, церкви с мозаичным полом, кладбище, винодельни, стойла для лошадей, здания для обработки и хранения сельскохозяйственной продукции и многое другое…


Мамшит был единственным городом в Северном Негеве со стенами и воротами возведёнными примерно в конце II-го и начале III-го века при правлении императора Диоклетиане. Стены города до сих пор поражают своей толщиной.


Врата города размещались на шести массивных основаниях и были закрыты крышей. Рядом с воротами располагалась комната стражи.


С двух сторон над вратами находились сторожевые башни, гордо возвышавшихся над всяк в град входящим.


Можно сказать, что Мамшит был единственным набатейским городом в Негеве с большим рынком, находившимся в самом городе, а не за его стенами. Занимаемая рынком территория была просто огромна по сравнению с рынками других набатейских городов. Ещё одна уникальная особенность рынка Мамшита – он был крытым и помимо торговых рядов был оборудован небольшими пристройками.



Может быть в этих постройках были оборудованы магазины важных и очень богатых торговцев, а может в них заключались и оформлялись сделки, а может… точных сведений о предназначении этих небольших построек на территории рынка пока нет.
Хотя в Мамшите и нет чёткого расположения зданий по декуманус и кардо , основные каноны римского градостроительства явно соблюдались – улицы города идущие в основном строго прямо, располагались под прямыми углами относительно друг друга. Даже влияние византийского периода не сильно повлияло на основную «римскую» планировку улиц и зданий. Дома и сооружения были построены из строительных блоков одного размера по подобию инсул . Дома были одно, двух и трех этажными.
Большой дом управляющего (зачастую не совсем верно называемый дворцом) – грандиозное по тем временам трёхэтажное строение, занимавшее площадь в 1000 квадратных метров. Дом восхищал большим внутренним двором, окружённым с двух сторон колоннами, большим полуоткрытым приёмным залом, множеством маленьких комнат и даже собственной сторожевой башней воздвигнутой в западной части здания. Дом управляющего был так же защищён и с южной стороны сторожевой башней (предположительно лучников). Огромные размеры этого здания ни как не согласовались со стандартными размерами в 200 квадратных метров римских строений, что очень озадачило археологов.






Позднее подобную планировку археологи обнаружили в Авдате, что свидетельствует о преемственности удачных архитектурных решений. Совсем неподалеку к югу от дома управляющего находилась базальтовая мельница и акведук.
Окон в жилых домах не было, они появились в зданиях несколько позже. Зато был уникальный, рукотворный каменный охладитель воды.


Это был каменный «шкаф» полукруглой формы с достаточно высоким полукруглым сводом, который даже в полуденный зной создавал тень над выдолбленной в камне чашей, где и находилась охлаждённая питьевая вода. В пустыне вода – сокровище, цена которой – жизнь. Набатеи преуспели в сборе и сохранении воды как ни кто другой, храня свои успехи в тайне и именно Мамшит помог учёным разгадать многие секреты набатеев. При раскопках Мамшита было найдено три больших водохранилища и четыре плотины. Плотины были построены в разное время. Первая плотина была построена набатеями, вторая и третья в римский период, четвёртая во времена британского мандата. В городскую систему водохранилищ и колодцев вода попадала при помощи крупных водоводов и труб. В самом городе система сбора и распределения воды происходила по трубопроводу меньшего диаметра. Набатеи собирали всю воду которая была им доступна: не только дождевую воду, но и конденсат образовывающийся ночью и ранним утром на стенах здании. Для этого набатеи придумали интересный способ – они выдалбливали наклонные не глубокие бороздки по всей поверхности каменных стен зданий, вода самотёком по желобкам собиралась в водяные коллекторы и далее по трубопроводу в общественный колодец. Автор очерка не ошибся написав – «трубы» и «трубопровод», так как набатеи действительно использовали систему керамического (терракотового) трубопровода. Примечательно и то, что трубопровод был частично в закрытых трубах, а частично в открытых трубах-желобах. Остатки этой системы можно увидеть и сегодня в Мамшите. Для соединения труб применялась система раструбов , позволявшая быстро заменять сломанный или не исправный отрезок трубопровода, а так же создавать, монтировать и разветвлять трубопровод даже на неровном рельефе. Трубы устанавливались под небольшим, но постоянным уклоном (примерно под углом в 5º), обеспечивая не сильный и равномерный ток воды. Городские резервуары, которые не наполнялись сами, наполняли водовозы на ослах и верблюдах. Набатеи с оружием в руках охраняли свои бесценные водные богатства. У каждой плотины и у каждого водохранилища находился вооруженный отряд, денно и нощно охранявший «Саму Жизнь» города. Рачительное отношение к водным ресурсам, умение добывать и сохранять воду, позволило набатеям превратить Мамшит в настоящий оазис изобилия в пустыне.
С приходом римлян в Мамшит значительно расширились водохранилища, вместимость увеличилась до 10,000 кубических метров каждое. Римляне отстроили в Мамшите целый комплекс классических терм , не смотря на все сложности сбора водных ресурсов. Построенные римлянами бассейны обеспечивали водой бани с холодной, теплой и горячей водой – фригидарий (лат: frigidarium), тепидарий (лат: tepidarium) и калидарий (лат: caldarium) соответственно.



Римские архитекторы разработали эффективную систему центрального отопления с подогревом пола и стен – гипокауст (hypocaustum). В термах с помощью печи (praefurnium) нагревались вода и воздух, который затем циркулировал под полом и в полостях стен. Внутри римские термы были облицованы мрамором, украшены мозаикой и фресками. Банные процедуры начиналась с купания в холодной воде в frigidarium, затем в теплой воде в tepidarium, и потом в caldarium с горячей водой. Температура горячей воды в caldarium могла достигать 50-55 ºС (122-131 ºF) и предварительный разогрев тела был просто необходим во избежание теплового шока. Одежду оставляли в раздевалке (apodyterium), после банных процедур посетитель мог заняться спортом в палестре (греч: palaistra) или умащивать тело маслами в айлептерии (aylepteriy), обычно для процедур использовалось оливковое масло.
Греко-римская экспансия не ограничилась только вином, банями и архитектурой… Культ плотских утех, правивший бал во всей Римской Империи, распространился и на набатеев. Может не в столь изощренных и глобальных проявлениях как в самом Риме, но отказывать себе в «маленьких радостях» римские наместники явно не собирались.


Право же, нельзя пренебрегать словами Демосфена , утверждавшего что: «уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену – для продолжения рода, рабыню – для чувственных утех, и гетеру – для душевного комфорта». Самый тривиальный бордель, найденный при раскопках Мамшита, кричащей откровенностью доказывал слова Демосфена.
Обсудив плотское, можно поговорить о вечном… Но об этом в следующей главе о Мамшите - жемчужине пустыни.


С предыдущими частями очерка о Набатеях можно ознакомиться по ссылкам - Песчаные звёзды. Часть 1.
Песчаные звёзды. Часть 2.
Песчаные звёзды. Часть 3.
Песчаные звёзды. Часть 4. Авдат.

июня 17, 2015

Песчаные звёзды. Часть 4. Авдат.

Авдат.
Разбуженная утренним солнцем и согреваясь дрожащей истомой весеннего тепла, пустыня пробуждалась, вдыхая свежий воздух утра. Дорога виражами вела авто через холмы пустыни к городу в котором нет эха… Древний город Авдат еле уловимой надменностью взирал на своих очередных разноязычных и всё фотографирующих посетителей.


Авдат – древний набатейский город, основанный на холме и возвышающийся примерно на 80 метров над равниной в месте пересечения важнейших дорог: Иерусалим – Эйлат и Газа – Петра. Изначально Авдат возник как караван-сарай набатеев, который впоследствии увеличился до размеров большого города, став городом-крепостью в III веке до н.э. Своё название город получил в честь местного царя и одного из не главных богов набатейского пантеона.


Примечательно, но именно при раскопках Авдата было найдено набатейское письмо, монеты и даже оружие. В Авдате много частично восстановленных зданий, найден подземный некрополь и руины нескольких церквей. Именно в Авдате ученые впервые столкнулись с уникальной системой водоводов. Водосборники из частных домов зажиточных горожан собирали воду в общественный колодец, находящийся почти в самом центре города и предназначенный для всех жителей.


На холме города ещё можно увидеть рукотворные пещеры и ниши, которые являлись складами для сельскохозяйственной продукции. По найденным при раскопках черепкам и останкам кувшинов, можно с уверенностью утверждать о хранении вина в этих прохладных пещерах в римский период, т.к. до прихода римлян набатеи не пили вина. Многие пещеры сохранили элементы декора на стенах – крест, солнце или голова быка. Предметы декора имели практическое применение, они использовались для крепления веревок или для подвешивания каких-либо изделий. Склады имели внушительные размеры и вмещали продовольствие на длительный период времени. Сельскохозяйственные культуры выращивались в долинах и на террасах вокруг города. Являясь предметом гордости, они скорее указывали на высокий статус города, нежели решали продовольственную проблему. При набатеях город являлся стратегическим местом пересечения основных торговых путей и пряного пути в частности. В период между I веком н.э. и началом II века н.э. благодаря полному контролю над караванными путями из Йемена и Персидского залива в Газу, Дамаск и Иерусалим, жителям Авдата удалось значительно обогатиться, т.к. этими путями перевозились самые востребованные товары того времени – пряности, благовонья, ладан, наркотики…


В результате бурного экономического расцвета Авдата, его жителям и караванам потребовалась сильная военная защита и как следствие появилась хорошо вооруженная и мобильная армия. Военный лагерь Авдата состоял примерно из 1500 верблюдов и порядка 5000–6000 пеших войск, постоянно участвовавших в сопровождении караванов и охране Авдата. Примечательно, что почти половина армии состояла из представителей других ближневосточных и средиземноморских народностей, конечно же наёмников.
В 106 году н.э. Авдат был захвачен Траяном. С приходом римлян в городе стали выращивать оливы, фисташки, много виноградной лозы… Сооружались винные погреба и прессы, усилено стало развиваться виноделие.



К середине III-го века Авдат стал сильно перенаселён. В это же время город ста-новится важным римским форпостом с жилым кварталом для римских военных к юго-востоку от акрополя. Римляне строят в Авдате конюшни для содержания, отдыха и замены лошадей гонцов-связных, являвшихся римской почтовой службой того времени. В VI веке будучи под властью Византии, Авдат по оценкам учёных населяло более трёх тысяч горожан не считая военных, паломников и рабов. Авдат в христианский период обустроился двумя христианскими церквями и цитаделью-монастырём. В Северной Церкви была лишь одна апсида крестообразной формы, которая была купелью для взрослых. Совсем рядом находилась маленькая купель для крещения младенцев. Южная Церковь имела три апсиды. В полу молельного зала Южной Церкви находились могилы священников, датированные от 542 до 618 года. Одна из надписей на могиле раскрыла тайну названия церкви «Мартирион Святого Теодора».



Дабы подчеркнуть величество, важность и святость Авдата для христианского мира, при поддержке Византии алтарь был выполнен из привозного и очень дорого в те времена мрамора. Интересный факт… в церкви Святого Теодора существовала почти поточная система производства чудотворного масла, которое пропускали через кости святых. Масло считалось целительным и чудотворным. Производство чудотворного масла было очень серьёзной статьёй дохода церкви, как в прочем и производство церковного вина. Не малый доход церковь получала от постоялого двора для торговцев и богатых паломников-христиан.
Набатеи уважительно сохраняли своё культурное наследие. Примером такого почтительного отношения к собственной истории можно считать храм Абадаса, прекрасно сосуществовавший с римским храмом Афродиты и христианскими церквями.




Храм Абадаса был возведён в честь одного из царей набатеев и одновременно в честь одного из богов набатейского пантеона. К сожалению, храм плохо сохранился. Но и сейчас он поражает размером, изысканностью форм и отделкой. С открытой терассы храма Абадаса открывается прекрасный обзор вокруг города.



Геометрическая правильность и точность особенно заметна на главной площади города. А сам город построен так, что бы ни кто и ни что не оставалось вне поля зрения стражей города.


Отверстия в дверных проёмах указывают о наличии дверей и засовов в прошлом.


Не менее интересны фрагменты двух и трехэтажных построек, украшенные множеством колонн, арок и арочных сводов с резьбой по камню или без изысков, прославляют зодчих геометрией правильных форм и внушают уважение к мастерству каменщиков и зодчих.



К концу византийского периода Авдат был разрушен персами, а в 634 году арабы завершили разгром города. Упадок Авдата был обусловлен не столько разрушениями, сколь из-за прекращения финансирования арабами-мусульманами, которые не видели смысла в поддержании набатейских городов, что привело к незамедлительному упадку города. К началу X века город был полностью заброшен, жители Авдата вновь ушли в пустыню.
В некоторых источниках имеет место быть гипотеза, что в результате сильного землетрясения в конце VII-го века город был почти полностью разрушен и оставлен как жителями, так и очередными завоевателями – арабами-мусульманами.
Многие современные учёные склоняются к версии, что Авдат являлся настоящей столицей набатеев. По этой гипотезе, Петра в Иордании – только великолепный некрополь, а не административная столица набатеев.
Первым европейским исследователем Авдата был немецкий путешественник Ульрих Зетцен, посетивший руины города в 1807 году. Но только в 1870 году Эдуард Пальмер понял в каком именно городе он вёл свои раскопки и по настоящему открыл Авдат. В 1902 году чешский исследователь Алоис Музиль находит остатки военного лагеря вблизи Авдата и ведёт раскопки городских бань. Первые официальные раскопки города начинаются только в 1958 году учёными Иерусалимского университета Михаэлем Авинари и Авраамом Негевом. Начатые в 1975 году работы по восстановлению древнего города продолжаются и в наши дни. В 2005 году ЮНЕСКО внесла Авдат в список Всемирного Наследия как часть Пути Благовоний.


С предыдущими частями очерка о Набатеях можно ознакомиться по ссылкам - Песчаные звёзды. Часть 1.
Песчаные звёзды. Часть 2.
Песчаные звёзды. Часть 3.
Через несколько дней будет опубликована следующая глава. Хорошего дня и настроения!