июля 13, 2015

Песчаные звёзды. Часть 8. Жемчужина пустыни – Мамшит.

Набатейский базар
Поднимаясь в синь неба, солнце наполняет полотнища тентов теплым дыханием ветерка, пробуждая ото сна древний город и превращая Мамшит в темноокую восточную красавицу, пахнущую крепким кофе и пустынной полынью.… Делая шаг под сень полотнищ и навесов, окунаешься в аромат пряностей и шумное разноголосье. «Набатейский базар» проводится уже не первый год в рамках фестиваля «Мамшит – город древности», устраиваемый Управлением природой и парками Израиля (קק''ל).


Два раза в год (в песах и в суккот ) Мамшит становится излюбленным местом многих израильтян и гостей Израиля. «Нататейским базаром» организаторы стараются передать образ и дух набатейского рынка через современные ремёсла Негева. Каждый раз фестиваль удивляет тех, кто приехал на него впервые и влечёт к себе заново тех, кто уже побывал не раз.
Рынок завлекает в торговую суету своими колоритными персонажами и яркими, в основном выполненными в ручную товарами. Ах, кого и чего тут только не встретишь… Перебивая многоязычный гул посетителей, звуки дарбуки зазывают покупателей. Явно любящий фотографироваться парнишка в феске предложит вам купить холодной воды настоянной на мяте «всего за шекель!».


Там и тут вдоль древних стен расставлены лавки благоухающие восточными специями. Не просто пройти мимо бутылочек, в которых цветным песком сделан восточный орнамент – хочется скупить всё.


А какой только утвари тут не представлено – от медных финджанов до прекрасно выполненных серебряных подносов и блюд, кальянов и экзотической для европейцев керамики. Пестря разноцветными орнаментами стеклянная и керамическая посуда ручной работы особенно привлекательна для коллекционеров.


Как ни странно, но в росписи керамики создаваемой современными бедуинами Негева прослеживаются мотивы набатейской росписи. Вполне вероятно, что это дань конъюнктуре рынка, нежели возрождению набатейских традиций, а может быть это просто стечение обстоятельств…
Множество ковров и ковриков, созданных умелыми руками бедуинских женщин, можно не только потрогать и долго разглядывать, но и купить.


Обычные для Ближнего Востока джалабеи и абая бедуинские женщины украшают вышивкой с цветочным мотивом, по которому можно определить её статус и к какой семье-клану принадлежит женщина.
Волшебное путешествие по «базару набатеев» приводит нас к резчику по дереву, который продаёт поделки из древесины оливкового дерева, сделанные тут же на месте. Несколько шагов в глубину шумного рынка и перед вами верблюды, жабы, рыбки и другие поделки, сделанные вручную из мистического оникса.



Как и положено восточному базару он полон музыкантов, развлекающих продавцов, покупателей и праздношатающихся вроде автора этого очерка. Домашне-рукодельного тут много: всевозможные масла от оливкового до самых экзотических; мыла всех форм, цветов и ароматов; поделки из стекла, ювелирные украшения и много всего того, на что в обычной жизни мы бы не обратили своего драгоценного внимания. На самом деле «набатейский базар» неотъемлемая, но не главная составляющая фестиваля проводимого в Мамшите. В рамках фестиваля можно покататься на верблюдах, ознакомиться с бытом бедуинов, студенты-волонтёры исторического и археологического отделения университетов, а так же профессиональные гиды проведут для вас интереснейшую экскурсию по Мамшиту, рассказывая историю этого уникального древнего города.
Прекрасно организованный досуг займёт и ребёнка – кружки лепки, рисования и ещё чего-нибудь делания… до взрослых, любящих полакомится чем-то национально-вкусным.
Вечно беспокойные студенты и молодые пары приезжают на фестиваль на несколько дней. Благо, что на время фестиваля в нескольких десятках метров от древних стен выстраивается большой «палаточный городок гостиничного типа» со всеми удобствами. В вечернее и ночное время проводятся экскурсии по пустыне, под ароматный кофе устраиваются выступления бардов (в Израиле есть и такое…), начинающих музыкальных групп и стендапистов. С наступлением утра (между десятью и одиннадцатью часами) и приездом первых туристов, вся плохо выспавшаяся компания пробуждается, фестивальный праздник продолжается, снова вдыхая новую жизнь в давно покинутый город…
В 2005 году решением ЮНЕСКО Мамшит, как и весь участок Дороги Благовоний на территории Израиля, был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Азии. Древний Мамшит уникален, он не может не очаровать. Посетите этот уникальный исторический парк и убедитесь в этом сами…
В заключении считаю нужным упомянуть факт современного вандализма в Мамшите. От рук вандалов в 1994 году пострадали мозаичные полы, мраморный жертвенник и украшения церквей были частично уничтожены…

Вместо послесловия:
Бедуины, от арабского بَدَوِي‎‎ бадави или бадавийун بَدَوِيُّون – «обитатель пустыни» или «кочевник». Обычно этим термином принято называть всех жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни в независимости от их национальности или религиозной принадлежности. В своём большинстве израильские бедуины по своему происхождению являются выходцами с территории современной Саудовской Аравии, пришедшие в пустыню Негев в VII веке в ходе мусульманских завоеваний. В основном это были выходцы из Судана попадавшие в рабство к бедуинам, кочевавшим по пустыням Аравийского полуострова, но в дальнейшем переходили на характерный для бедуинов Аравийского полуострова диалект арабского языка и становились полноправными бедуинами. Проживающие в Израиле бедуины разделяются на «южных» и «северных», значительно разнящихся по своей культуре. Есть немало предположений, что бедуины проживающие в пустыне Негев являются прямыми потомками набатеев, конечно подвергавшихся не значительному этническому смешению. На протяжении более двух тысячелетий в результате большого количества территориальных и культурных экспансий, сохранить этническую обособленность не представляется возможным.
Некоторые гипотезы о прямом родстве набатеев и бедуинов проживающих в Негеве основаны в прямом смысле слова на крови. Генетические проверки показывают отличные маркёры происхождения от бедуинов, проживающих в центре и севере Израиля. Помимо генетических различий, гипотезы набатейской преемственности бедуинов Негева основываются на схожести многих культурологических аспектов… разбор этих аспектов и доказательство гипотез, мы с уважаемым читателем, оставим учёным – это их прерогатива. Сами бедуины достаточно негативно относятся к подобным гипотезам и не приветствуют методику культурологического анализа применяемого к их общине.
Чуткая тишина пустынной ночи уступала место нежному рассвету. Костёр угасал, потрескивая над ещё тлеющими углями еле видными лепестками пламени, тщетно пытаясь взвиться в предутреннее небо искрами, сгоревшими так и не став яркими звёздами в небе пустыни…


Материалы и ресурсы использованные в очерке:
• Штайн Л. «В черных шатрах бедуинов»; Наука, 1981.
• Schmid S. G. «The Nabateans»; Sheffield, 2001.
• MacDonald B. «The Archaeology of Jordan»; Sheffield, 2001. P. 367 – 426.
• Kasher A. «Jews, Idumaeans, and Ancient Arabs: Relations of the Jews in Eretz-Israel With the Nations of the Frontier and the Desert During the Hellenistic and ... (Texts and Studies in Ancient Judaism)»; J. C. B. Mohr. 1988.
• Журнал «Очевидное и невероятное» №5; 2011.
• Шифман И. Ш. «Набатейское государство и его культура»; Санкт-Петербургский Универси-тет. 2007.
• Гольштейн А. В. Стихотворение «Старые письма»; 1904.
• Волошин М. Отрывок из стихотворения «Пустыня»; 1901.
• Торик И. «Энциклопедический путеводитель по Израилю»; Publishing House «Isradon». 2004.
• יעקב משורר."מטבעות ערי ארץ-ישראל ועבר-הירדן בתקופת הרומית". האוניברסיטה של מישיגן. 1984
• Meshorer Y. «The City Coins of Eretz-Israel and the Decapolis in the Roman Period»; The Israel Museum.1985.
• Yadin Y., Avigad N., Aviram J., Barag D., Ben-Tor A. «QEDEM»; Monographs of the Institute of Archaeology; The Hebrew University of Jerusalem. (Book 3). 1975
• Al`Oudat A.S. «The Innovation of Nabataean Pottery»; Yarmouk University.
• Figueras P. «Monks and Monasteries in the Negev»; Ben Gurion University of the Negev. 2000.
• Negev A. «The Archaeological Encyclopedia of the Holy Land»; Bloomsbury Academic. 2003.
• Ovadiah A. «Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land»; Bonn. 1970.
• Figueras P. «Pilgrims to Sinai in the Byzantine Negev»; Aschendorffsche Verlagsbuchhandlung. 1995. • Tsafrir Y., Di Segni L., Green J. «Tabula Imperii Romani Iudaea Palaestina: Eretz Israel in the Hel-lenistic, Roman and Byzantine Periods, Maps and Gazetteer»; Israel Academy of Sciences and Hu-manities. 1998.
• Wikipedia. WMF. «Википедия»; https://www.wikipedia.org
• Интернет-проект «Энциклопедия лекарственных растений»; http://medgrasses.ru

С предыдущими частями очерка о Набатеях можно ознакомиться по ссылкам: Песчаные звёзды. Часть 1.
Песчаные звёзды. Часть 2.
Песчаные звёзды. Часть 3.
Песчаные звёзды. Часть 4. Авдат.
Песчаные звёзды. Часть 5. Жемчужина пустыни – Мамшит.
Песчаные звёзды. Часть 6. Жемчужина пустыни – Мамшит.
Песчаные звёзды. Часть 7. Жемчужина пустыни – Мамшит.
Весь очерк можно прочитать в файле формата PDF -"Песчаные звёзды"

8 комментариев:

  1. Ирочка, спасибо большое, я с большим интересом и удовольствием прочитала все части очерка!!!
    У вас очень талантливая семья, желаю вам с мужем удачи, вдохновения и прекрасных положительных эмоций! Радуйте нас своими работами, я всегда их с интересом рассматриваю и читаю!))

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина, большое спасибо! Столько всего нового узнала)

    ОтветитьУдалить
  3. Просто чудо какое-то!
    Я буквально почувствовала запах и услышала шум восточного базара :).
    Это было очень интересно и познавательно, огромное вам спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. И я очень люблю восточные базары, их гомон, запахи, краски... Особенно запах! Пряный, душный, сладкий. А вандалы в Мамшите, они что, на "память" отколупывают мозаику и пр.? Или просто, чтобы уничтожить? Чтоб и памяти не осталось?

    ОтветитьУдалить
  5. I like your fantastic trip dear.
    Enjoy :)
    Kiss

    ОтветитьУдалить
  6. На таком базаре побывать не повезло, но благодаря тебе я даже ощутила аромат всех этих специй.
    Ирочка, огромное тебе спасибо и Владу за очерки. С интересом прочитала и окунулась в захватывающую историю.
    Жду новых Ваших работ!!!
    Обнимаю!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Да,интересно побывать на таком базаре!
    Спасибо за фото.!

    ОтветитьУдалить
  8. Как интересно!!!! Столько красоты!! Мечтаю купить керамическое блюдо с восточным орнаментом :)))

    ОтветитьУдалить