июля 11, 2015

Песчаные звёзды. Часть 7. Жемчужина пустыни – Мамшит.

О постройках и людях оставивших след в развитии древнего Мемпсиса можно говорить бесконечно долго… посему, перейдём к следующей теме нашего повествования.


«В плохие старые времена было три легких способа разориться: самым быстрым из них были скачки, самым приятным - женщины, а самым надежным - сельское хозяйство» – Эрл Амхерст. Этот афоризм в какой-то мере относится и к нашему повествованию о достопочтимом городе Мамшит. Как уже писалось ранее, сельское хозяйство в Мамшите развивалось весьма успешно, быстро превратив город в житницу и кузницу почти всех набатейских городов пустыни Негев. Если доверять только трактатам Диодора, то можно подумать, что вплоть до IV века набатеи ничего не выращивали и вели исключительно кочевой образ жизни, занимаясь разведением коз и верблюдов. Но это утверждение несколько ошибочно.
Действительно, часть набатейских племён не меняли своего кочевого образа жизни, оставаясь в стороне от цивилизации с её благами, взлётами и падениями на протяжении многих веков. Другая часть начала вести оседлый образ жизни, что привело к основанию городов, развитию ремесленничества и сельского хозяйства. С переходом на оседлый образ жизни началось бурное развитие сугубо «набатейских» отраслей сельского хозяйства как верблюдоводство и козоводство. Увеличение посевных площадей обеспечило появление новой отрасли – пчеловодства, совсем скоро Мамшит начал обеспечивать не только свои потребности в мёде, но и соседние поселения в Негеве.
До прихода римлян на территорию будущей Аравии Петрейской ( лат: Arabia Petraea ), набатеи выращивали в промышленных масштабах финики, фиги (инжир), оливки, пшеницу, ячмень и лён. Объём экспорта сельхозпродуктов из Мамшита в другие города и страны был очень большим по тем временам. Для примера: экспорт фиг (инжира) составлял более 4000 корзин в год, а фиников более 5000. Культивированные земли в округе Мамшита находились в долинах вади и вокруг русла реки. По мнению учёных земельный фонд Мамшита составлял более 1000 гектар. Культивированные участки обустраивались в виде террас и были двух типов. В первом типе поля располагались друг за другом на разных уровнях так, что бы последующее поле находилось несколько выше предыдущего. Водный поток распределялся системой дамб, водоотводов и сливов. Во втором типе поля располагались последовательно, где каждое последующее поле находилось ниже предыдущего, получая воду с поля располагавшегося выше. Во втором типе участков не сооружалось дамб, но была разветвлённая система каналов и водоотводов. Возведение укрепительных стен между террасами позволяло земледельцам использовать нужное количество аллювиальной почвы и гумуса в пределах одного конкретного надела, давая возможность разумно использовать ресурсы именно для той культуры, которая выращивалась.


С приходом римлян система земледелия почти не изменилась, но наряду с привычными для набатеев сельскохозяйственными культурами стали выращиваться новые – хлопок, просо, виноград и др. В данном случае мы наблюдаем удивительный и очень занимательный процесс культурной диффузии римско-эллинистических нововведений из хозяйственной сферы в религиозные и социальные институты набатеев. Автор очерка не настаивает на определённой точке зрения – плохим или хорошим обернулась такая римско-эллинистическая экспансия для набатеев, но позволит себе привести некоторые примеры, что бы многоуважаемый читатель решил для себя сам – что «хорошо», а что «плохо»…


Греко-римская культура не мыслима без вина, производство которого было завезёно римлянами в земли набатеев. Выращивание винограда – сам по себе факт хороший, т.к. расширял не слишком богатый гастрономический выбор набатеев и не сильно влиял на привычный образ жизни самих набатеев. Но вино, которое производилось из большей части выращиваемого винограда, медленно и кар-динально изменило всю историю Набатейского Царства. До прихода римлян набатеи не пили вина, которое считалось табуированным – запрещённым к употреблению и вино просто не производилось. После того, как вино стало производиться самими набатеями, да ещё и в больших количествах, набатеи стали активно пользоваться дарами Бахуса . Интересен этот факт тем, что пить вино набатеи стали только с приходом римлян, хотя могли начать это делать задолго до них, т.к. их ближайшие соседи и зачастую родственники – иудеи, производили и пили вино с незапамятных времён.
Ещё один интересный исторический факт – при раскопках Мамшита израильскими археологами в большом количестве были найдены останки… домашних свиней! Факт сам по себе уникальный, так как свинья считалась «не чистым» животным на всей территории Ближнего Востока и Северной Африки и остаётся таковым до нынешних времён. Найденные во время раскопок останки свиней свидетельствовали о быстро развивающейся отрасли сельского хозяйства – свиноводстве, появившимся именно в период римской экспансии. Найденные останки указывали именно на домашних свиней, а не на одомашненных диких кабанов. Вывод – этих свиней и практику их разведения привезли с собой римляне. Вероятнее всего, что свиньи разводились, выращивались и разделывались исключительно для римских воинов, что бы обеспечить их достаточным количеством мяса. Может быть и так… но что тогда делалось со свиной кожей, жиром, жилами, хрящами и прочим, остававшимся после обработки туши? Выбрасывалось?! Очень сомнительно… это слишком ценные материалы, тем более в условиях пустыни.
Удивительно, что сегодня мы можем любоваться прекрасными арабскими скакунами отчасти благодаря римлянам, сыгравшим свою роль в истории создании этой прекрасной породы лошадей. Почти во всех набатейских городах с приходом римлян стали строится конюшни, использовавшиеся как подменные станции для курьеров и почты. В Мамшите до сих пор можно полюбоваться сохранившимися до наших дней конюшнями. В Мамшите были построены две конюшни, всего на 28 стоил. Одна из конюшен располагалась почти посреди города: прекрасно защищённая стенами и крышей от превратностей пустынной погоды и оснащённая собственным колодцем – дававшим питьевую воду и охлаждавшим помещение.



Конюшни охранялись войнами, а за каждой лошадью ухаживали специально обученные работники. Без таких «царских» условий содержания лошади просто не смогли бы выжить в условиях пустыни Негев.
Сегодня среди остатков города породнившегося с пустыней, сквозь множество разбросанных случаем глиняных черепков, пробивается к весеннему солнцу желтыми цветами крестовник, украсивший себя стебельками дикого ячменя. А когда-то, много веков тому назад, ячмень был не диким, крестовник использовался лекарями, а черепки были керамической посудой, вылепленной и расписанной руками умелых гончаров. Быстро переняв гончарное искусство у идумеев , набатеи создавали удивительную посуду, значительно превзойдя учителей в своём умении. В ранний период набатеи использовали обычную красную глину найденную в руслах вади и реки, созданные из неё изделия в основе своей высушивали на солнце. Каким образом высушенная на солнце посуда оставалась прочной и достаточно тонкой? Секрет заключался в составе глины, из которой лепилась посуда: сама по себе добываемая глина была «тонкой», то есть имела однородную и мягкую консистенцию. Набатеи добавляли в глину относительно крупные минеральные включения и яичную скорлупу, что позволяло избежать теплового стресса и растрескивания изделия при высыхании или обжиге в костре.
С оседлостью набатеи стали строить печи для обжига керамики, использовать гончарные круги, особой конструкции штампы и прокатки. Толщина стенок набатейской керамики варьировалась от 1,5 миллиметров до 3 сантиметров, в зависимости от предназначения изделия. Керамика имела очень низкий коэффициент абсорбции влаги – примерно 2.5% для окрашенных, и 17% для не окрашенных поверхностей. Другими словами, керамика набатеев была менее пористой, она лучше удерживала влагу и была гораздо прочнее, чем обычная керамика других народов того времени. Достигались эти свойства особой смесью глины, неорганическими красками и температурой обжига керамики: температура обжига не окрашенной керамики составляла от 725ºС до 775ºС, а для окрашенных изделий гончары разогревали свои печи до 800ºС–820ºС. Украшались керамические изделия изображениями стилизованных фигурок античной мифологии, цветами, птицами и листьями.


Фотографии с сайта "Archaeological Center"

Для росписи применялись минеральные пигменты розовых, красных, коричневых, темно-коричневых и чёрных цветов. Особо тонкие формы (1,5мм – 3мм) обретали тарелки, чашки, миски и не большие кувшины. Ярко-красный оттенок терракотового цвета, очень тонкие стенки относитель-но изделия, прочность, характерный металлический звук при проведении ногтём по керамике и роспись стали отличительными особенностями набатейской керамики.
С приходом римлян в декоре изделий появился геометрический орнамент и эллинистический стиль, а сама керамика стала несколько грубее и толще. Снижение производства керамики началось в Византийский период и окончательно прекратилось с приходом арабских завоевателей.
Славные ремесленники Мамшита занимались выплавкой и обработкой меди, свинца, железа и конечно же золота. Выплавка и обработка свинца и железа набатеями почти ни чем не отличалась от обработки металлов у остальных народов Ближнего Востока. Медь набатеев почти не интересовала, следствие – очень скудное производство медных изделий. Но вот золото… набатеи очень любили этот насмехающийся над богами металл, любили и умели делать из него красивые украшения. С оседлостью набатейское ювелирное искусство стало гораздо сложнее и изысканнее, став достойным внимания богатых и красивых женщин.


На фотографиях ювелирные украшения созданные на рубеже эллинистического и византийского периода Набатейского Царства, найденные при археологических раскопках в Мамшите. (фотографии из работы Renate Rosenthal-Heginbottom "Grave Goods and Nabatean Identity: Mampsis and Qasrawet"). На второй фотографии серёжка украшенная фигурой богини Аллат, увидеть серёжку  можно в "Музей Израиля" в Иерусалиме.

Ювелирное ремесло набатеев меняло формы и техники, со временем впитывая в себя культурные традиции греко-римского и византийского периодов…
Кстати, одним из факторов вторжения римлян на земли набатеев было именно золото. Множество товаров набатеи перевозили и продавали в средиземноморье, но они почти ни чего не покупали, взамен увозя только серебро и злато.
Хочется отметить тот факт, что именно в Мамшите было найдено 158 килограмм свинца, литьевые изложницы, папирусы, много украшений, золотых монет и керамики. Самой значительной находкой доказывающей мощь и богатство Мамшита был клад, найденный Диной Кастель в 1966 году. По словам Авраама Негева один из участников раскопок (Михаил Нидам) прибежал к нему с вытянутыми вперед ладонями заполненными золотыми монетами, задыхаясь от радостного возбуждения, повторявшего одну фразу снова и снова – «Ещё есть много, много…». Самой же ценной находкой в Мамшите стал медный кувшин, содержащий 10500 серебряных тетрадрахм , что по современным представлениям соответствует бюджету крупного министерства в десятки миллионов долларов. Находка была столь значимой, что считается второй в мире после сокровищ Тутанхамона.


Фотографии сделаны во время экспедиции в Мамшит знаменитого израильского ученого Авраама Негева На первой фотографии медный кувшин (фотография из работы Renate Rosenthal-Heginbottom "A Forgotten Treasure - The Secrets of the Mampsis Hoard"). На второй фотографии Авраам Негев и клад серебряных монет. Увидеть медный кушин с монетами можно в "Музее Гехта" в Хайфе.

С предыдущими частями очерка о Набатеях можно ознакомиться по ссылкам: Песчаные звёзды. Часть 1.
Песчаные звёзды. Часть 2.
Песчаные звёзды. Часть 3.
Песчаные звёзды. Часть 4. Авдат.
Песчаные звёзды. Часть 5. Жемчужина пустыни – Мамшит.
Песчаные звёзды. Часть 6. Жемчужина пустыни – Мамшит.
Через несколько дней будет опубликована последняя глава о Набатеях. Хорошего дня и настроения!

8 комментариев:

  1. Спасибо! Интересно было прочитать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, завтра помещу последнюю часть.

      Удалить
  2. спасибо за рассказ!Интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юленька, спасибо большое за твои комментарии.

      Удалить
  3. Very interesting and beautiful pictures! Have a lovely week! Pink

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Dear Pink, Thanks so much for your lovely comments, I really appreciate them!
      Hags

      Удалить
  4. Спасибо за рассказ, очень интересно))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёночка, рада, что очерк моего мужа понравился)

      Удалить