июня 17, 2015

Песчаные звёзды. Часть 4. Авдат.

Авдат.
Разбуженная утренним солнцем и согреваясь дрожащей истомой весеннего тепла, пустыня пробуждалась, вдыхая свежий воздух утра. Дорога виражами вела авто через холмы пустыни к городу в котором нет эха… Древний город Авдат еле уловимой надменностью взирал на своих очередных разноязычных и всё фотографирующих посетителей.


Авдат – древний набатейский город, основанный на холме и возвышающийся примерно на 80 метров над равниной в месте пересечения важнейших дорог: Иерусалим – Эйлат и Газа – Петра. Изначально Авдат возник как караван-сарай набатеев, который впоследствии увеличился до размеров большого города, став городом-крепостью в III веке до н.э. Своё название город получил в честь местного царя и одного из не главных богов набатейского пантеона.


Примечательно, но именно при раскопках Авдата было найдено набатейское письмо, монеты и даже оружие. В Авдате много частично восстановленных зданий, найден подземный некрополь и руины нескольких церквей. Именно в Авдате ученые впервые столкнулись с уникальной системой водоводов. Водосборники из частных домов зажиточных горожан собирали воду в общественный колодец, находящийся почти в самом центре города и предназначенный для всех жителей.


На холме города ещё можно увидеть рукотворные пещеры и ниши, которые являлись складами для сельскохозяйственной продукции. По найденным при раскопках черепкам и останкам кувшинов, можно с уверенностью утверждать о хранении вина в этих прохладных пещерах в римский период, т.к. до прихода римлян набатеи не пили вина. Многие пещеры сохранили элементы декора на стенах – крест, солнце или голова быка. Предметы декора имели практическое применение, они использовались для крепления веревок или для подвешивания каких-либо изделий. Склады имели внушительные размеры и вмещали продовольствие на длительный период времени. Сельскохозяйственные культуры выращивались в долинах и на террасах вокруг города. Являясь предметом гордости, они скорее указывали на высокий статус города, нежели решали продовольственную проблему. При набатеях город являлся стратегическим местом пересечения основных торговых путей и пряного пути в частности. В период между I веком н.э. и началом II века н.э. благодаря полному контролю над караванными путями из Йемена и Персидского залива в Газу, Дамаск и Иерусалим, жителям Авдата удалось значительно обогатиться, т.к. этими путями перевозились самые востребованные товары того времени – пряности, благовонья, ладан, наркотики…


В результате бурного экономического расцвета Авдата, его жителям и караванам потребовалась сильная военная защита и как следствие появилась хорошо вооруженная и мобильная армия. Военный лагерь Авдата состоял примерно из 1500 верблюдов и порядка 5000–6000 пеших войск, постоянно участвовавших в сопровождении караванов и охране Авдата. Примечательно, что почти половина армии состояла из представителей других ближневосточных и средиземноморских народностей, конечно же наёмников.
В 106 году н.э. Авдат был захвачен Траяном. С приходом римлян в городе стали выращивать оливы, фисташки, много виноградной лозы… Сооружались винные погреба и прессы, усилено стало развиваться виноделие.



К середине III-го века Авдат стал сильно перенаселён. В это же время город ста-новится важным римским форпостом с жилым кварталом для римских военных к юго-востоку от акрополя. Римляне строят в Авдате конюшни для содержания, отдыха и замены лошадей гонцов-связных, являвшихся римской почтовой службой того времени. В VI веке будучи под властью Византии, Авдат по оценкам учёных населяло более трёх тысяч горожан не считая военных, паломников и рабов. Авдат в христианский период обустроился двумя христианскими церквями и цитаделью-монастырём. В Северной Церкви была лишь одна апсида крестообразной формы, которая была купелью для взрослых. Совсем рядом находилась маленькая купель для крещения младенцев. Южная Церковь имела три апсиды. В полу молельного зала Южной Церкви находились могилы священников, датированные от 542 до 618 года. Одна из надписей на могиле раскрыла тайну названия церкви «Мартирион Святого Теодора».



Дабы подчеркнуть величество, важность и святость Авдата для христианского мира, при поддержке Византии алтарь был выполнен из привозного и очень дорого в те времена мрамора. Интересный факт… в церкви Святого Теодора существовала почти поточная система производства чудотворного масла, которое пропускали через кости святых. Масло считалось целительным и чудотворным. Производство чудотворного масла было очень серьёзной статьёй дохода церкви, как в прочем и производство церковного вина. Не малый доход церковь получала от постоялого двора для торговцев и богатых паломников-христиан.
Набатеи уважительно сохраняли своё культурное наследие. Примером такого почтительного отношения к собственной истории можно считать храм Абадаса, прекрасно сосуществовавший с римским храмом Афродиты и христианскими церквями.




Храм Абадаса был возведён в честь одного из царей набатеев и одновременно в честь одного из богов набатейского пантеона. К сожалению, храм плохо сохранился. Но и сейчас он поражает размером, изысканностью форм и отделкой. С открытой терассы храма Абадаса открывается прекрасный обзор вокруг города.



Геометрическая правильность и точность особенно заметна на главной площади города. А сам город построен так, что бы ни кто и ни что не оставалось вне поля зрения стражей города.


Отверстия в дверных проёмах указывают о наличии дверей и засовов в прошлом.


Не менее интересны фрагменты двух и трехэтажных построек, украшенные множеством колонн, арок и арочных сводов с резьбой по камню или без изысков, прославляют зодчих геометрией правильных форм и внушают уважение к мастерству каменщиков и зодчих.



К концу византийского периода Авдат был разрушен персами, а в 634 году арабы завершили разгром города. Упадок Авдата был обусловлен не столько разрушениями, сколь из-за прекращения финансирования арабами-мусульманами, которые не видели смысла в поддержании набатейских городов, что привело к незамедлительному упадку города. К началу X века город был полностью заброшен, жители Авдата вновь ушли в пустыню.
В некоторых источниках имеет место быть гипотеза, что в результате сильного землетрясения в конце VII-го века город был почти полностью разрушен и оставлен как жителями, так и очередными завоевателями – арабами-мусульманами.
Многие современные учёные склоняются к версии, что Авдат являлся настоящей столицей набатеев. По этой гипотезе, Петра в Иордании – только великолепный некрополь, а не административная столица набатеев.
Первым европейским исследователем Авдата был немецкий путешественник Ульрих Зетцен, посетивший руины города в 1807 году. Но только в 1870 году Эдуард Пальмер понял в каком именно городе он вёл свои раскопки и по настоящему открыл Авдат. В 1902 году чешский исследователь Алоис Музиль находит остатки военного лагеря вблизи Авдата и ведёт раскопки городских бань. Первые официальные раскопки города начинаются только в 1958 году учёными Иерусалимского университета Михаэлем Авинари и Авраамом Негевом. Начатые в 1975 году работы по восстановлению древнего города продолжаются и в наши дни. В 2005 году ЮНЕСКО внесла Авдат в список Всемирного Наследия как часть Пути Благовоний.


С предыдущими частями очерка о Набатеях можно ознакомиться по ссылкам - Песчаные звёзды. Часть 1.
Песчаные звёзды. Часть 2.
Песчаные звёзды. Часть 3.
Через несколько дней будет опубликована следующая глава. Хорошего дня и настроения!

18 комментариев:

  1. Ириша спасибо! Очень познавательно .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, так хочется рассказать и показать красоту нашей страны, где интереснейшим образом переплетается многовековая история и духовность.

      Удалить
  2. Огромное спасибо! Очень-очень интересно, информативно и так красочно, как будто сама там побывала)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оленька, была в Авдате два раза и каждый раз город встречал золотистыми лучикам солнца, приоткрывая страницы своей интересной истории.

      Удалить
  3. Зачиталась просто! Спасибо за статью. я училась в Израиле, но по стране так особо и не покаталась. ((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, если будет возможность обязательно приезжайте снова. У нас столько красивых и удивительных мест.

      Удалить
  4. Просто нереальные фото!!! Как на другой планете!!! Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оленька, спасибо. Когда ходишь по улочкам города, даже не верится, что городу более двух тысяч лет.

      Удалить
  5. Жду продолжение.
    Очень интересно. Фотографии невероятные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, спасибо большое. Хочется побывать в Авдате после дождя, фотографии должны получиться более реалистичными.

      Удалить
  6. после первого абзаца в памяти столько всего всплыло)))

    мы ночевали в пустыне однажды... Вечером понятно - возня, шутки, гитара, поиски запасных спальников, теплых соседей и прочего... Вроде и спать уже легли, а все равно ровный гул в палатке на 40 человек. А недалеко от нас такие же американские "поселенцы", орущие и гикающие, как аборигены Новой Гвинеи. Зато утром я проснулась около 5 утра... Солнца еще не было видно, но вся пустыня в дымке какой-то, тихо-тихо и ощущение, что ночью исчезло все - и шум, и запахи, и даже люди.... только пески и пару шатров-палаток...

    еще раз спасибо вам с мужем за рассказы!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёночка, у пустыни свои секреты...Пустыня всегда разная и неповторимая, не смотря на кажущееся однообразие пейзажей.

      Удалить
  7. Ирина, спасибо большое за повествования! Очень люблю такие познавательные рассказы-путешествия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люба, путешествуя по набатейским городам, как бы перемещения во времени...представляешь караваны верблюдов, узкие улочки города, шумный базар...

      Удалить