июня 11, 2015

Песчаные звёзды. Часть 2.

Духи ветров.
Несмотря на то, что до наших времён сохранилось значительное число набатейских записей, основными историческими источниками о государственности набатеев остаются труды и компендиумы античных историков: Страбона, Диодора, Плутарха, Диона Кассия и Иосифа Флавия. Обусловлено это тем, что найденные набатейские записи в основном бытового содержания. Летописей, законов или других исторически важных записей сделанных набатеями найдено крайне мало. Все основные исторические сведения о набатеях учёные находят в еврейской, греко-римской и арабской историографии.
Не совсем ясна принадлежность набатеев к какой-либо этнической группе. Библейское предание о том, что Измаил был потомком Авраама, представляет набатеев исконными жителями районов пустыни Арава и Сирийской пустыни. Это предположение исключает возможность миграции набатеев извне. Арабы-мусульмане воспринимали набатеев как арамейские племена населявшие Ближний Восток до прихода арабов-мусульман и не причисляли их к арабской этнической группе. Некоторые арабские источники указывают на вавилонское происхождение набатеев. Некоторые учёные считают появление набатейского народа в пустыне Арава следствием разрушения Иерусалима царём Нововавилонского царства Навуходоносором II. Нельзя не оставить без внимания и версию происхождения набатеев от филистимлян, которые исчезают как народность после походов Александра Македонского. Существуют так же гипотезы об иудейском, ассирийском и ханаанском происхождении народности набатеев.

иллюстрация с сайта "Wikipedia"
Доподлинно известно то, что Набатейское царство сформировалось ко II веку до н.э., когда возрождается и иудейская монархия как следствие ослабления Селевкидской империи. Так к 70-ым годам II века до н.э. набатеи уже обладали своей государственностью и являлись ближайшими соседями иудеев Земель Израильских. Наследственная монархия набатеев началась с воцарения на престол Ареты I в 169 году до н.э.. В этот же период начинается политический, культурный и экономический союз набатеев с иудеями. Союзы государств на Ближнем Востоке в древности не сильно отличались от современных – союзы создавались и распадались достаточно часто и все «дружили» против всех. В различные исторические периоды набатеи то враждовали с иудеями, то дружили. Ярким примером этих сложных и порою неоднозначных взаимоотношений может служить период наивысшего расцвета Набатейского царства во времена правления Ареты IV, которое совпало с расцветом Иудейского царства во время правления Ирода Великого, мать которого была набатейкой. Родственные отношения царственных особ между евреями и набатеями прослеживаются на протяжении всей истории существования Набатейского царства. Перефразируя очень известную фразу, можно написать, что «семейные отношения на Востоке – дело тонкое…»
Ни кто не мог завоевать силой Набатейское царство, но покорено оно было вином, богатством и дипломатией в 106 году н.э., превратив сильное Набатейское Царство в провинцию Рима с прозаичным названием Аравия Каменистая (Arabia Petraea). После смерти набатейского царя Раббела II Сотера, римский полководец Пальма императора Траяна захватил город Петра, тем самым окончательно завершив порабощение Набатейского царства. С конца III и начала IV веков н.э. Набатея начинает растворяться в христианском мире византийского Ближнего Востока и теряет свой след в истории с началом арабо-мусульманских завоеваний к концу VII века. Последние упоминания о набатеях датируются X веком.

Печать Душары.
В ранний период у набатеев правил культ язычества, где главенствующими божествами пантеона были Душара и его женская параллель Аллат – мать всех богов. Итак, Душара являлся не только верховным богом набатейско-саламийских племён, но и богом войны, виноградной лозы, богом-громовержцем, богом владыкой мира и по совместительству устроителем мировой гармонии.

Бог Душара, рельеф, Национальный музей Дамаска. С сайта "Википедия"
По мнению многих учёных Душара был хтоническим божеством – земной рождающей силой, без которой жизнь немыслима. Сравнивая Душару с богами других народов, можно обнаружить сходства с хаанейским богом Ваала и северо-арабским божеством Руда. Богиня Аллат в набатейском пантеоне представлялась матерью всех богов и супругой Ваала. Аллат отождествляла собой волю и силу Ваала, созидая гармонию из хаоса, творящую силу женского начала. Кроме рутинной заботы о гармоничности мироздания, Аллат была богиней солнца и луны, подземного царства, неба и дождя, владычицей туч и молний, так же богиней войны, а в свободное время от основных обязанностей – даровала исполнения желаний. Примечательно, что имя богини Аллат считалось табуированным, но это не особенно останавливало древних набатеев клясться её именем. Они несколько изменяли звучание слова, получая имя «Аль-Лат» (hal`-lat) вместо Аллат «хилахат» (hilahat). Дело в том, что в арамейском языке звуки «h», «ha» и «hi» гортанные, произносятся с придыханием и почти не отличны на слух. Примером такой клятвы были найденные договора и сделки, где учёные находили часто употреблявшуюся фразу: «Клянусь солью, огнем и Аль-Лат, которая превыше всех…». Тем не менее набатеи старались не называть своих богов по именам. Этот обычай восходит к представлениям, согласно которым произносить имя бога означало призвать его, обращая на себя не только внимание, но и возможный гнев потревоженного божества. Кроме Душары и Аллат существовали и другие культы богов, таких как бог Шай Аль-Каум, что в дословном переводе означает «Пастырь народа», бог Ба-алшамин, богини Аль-Узза, Аль-Кутба, Манат…
Как именно изображались боги набатеев описать достаточно сложно из-за скудности археологических и эпиграфических материалов. Обычным объектом культа был «бетэль», в буквальном переводе с арамейского и иврита – «дом бога». Как правило, «бетэли» – это пирамидальной или призматической формы камни, устанавливавшиеся в культовых нишах, зачастую украшенных небольшими арками и колоннами. Были у набатеев и алтари, на которых приносили в жертву крупный и мелкий скот. Важным элементом культа жертвоприношения было сакральное пиршество. Предполагалось, что бог, которому предназначалась лучшая доля угощения, принимает непосредственное участие в пиршестве. Соответственно чем лучше угощение и пышнее пиршество, тем более вероятно умилостивить бога.
Позднее, во времена римского господства и под влиянием эллинизма, набатеи начали отождествлять своих богов с греческими. Так Душара становился Зевсом или Дионисом, Аллат чудесным образом превращалась в Афину, Венеру или Афродиту. А с приходом христианства на Ближний Восток греческие боги сменяются на Христа и святых, о чём и свидетельствуют повествования Епифания в «Панарионе». Однако религия набатеев оставалась синкретической и не смотря на эллинистическую форму, сохраняла астральные элементы. Изучение памятников набатейской архитектуры открывает в основном поздний этап культуры набатеев, когда греко-римские зодчие перекраивали ближневосточный стиль на вавилонский манер, а христианство отпечатывалось в набатейских городах молитвенными нишами и постоялыми дворами для паломников.

С предыдущими частями очерка о Набатеях можно ознакомиться по ссылкам - Песчаные звёзды. Часть 1.

Через несколько дней будет опубликована следующая глава. Хорошего дня и настроения!

15 комментариев:

  1. жду главу. и pdf ))) уже знаю, кому отправить.... уже знаю, с какой охотой будут читать.... Владу привет, тебе спасибо за воспитание мужа)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, когда любишь искренне, воспринимаешь любимого человека таким какой он есть, не заметишь недостатков. Тем более, что недостатки - это вещь относительная. Желание переделать любимого не прибавит радости, лучше наполнить каждое мгновение с любимым человеком радостью, счастьем, яркими красками и незабываемыми впечатлениями.
      Приятного прочтения очерка о набатеях, pdf помещу с последней частью.

      Удалить
    2. некоторые недостатки - это проблемы. Они заметны и зачастую портят ту самую искреннюю любовь(

      Удалить
  2. Большое спасибо, жду продолжения :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, продолжение уже скоро :)

      Удалить
  3. Очень интересно!
    С нетерпением жду продолжения)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оленька, один из набатейских городов Мамшит находится недалеко от нашего городка. Даже не верится, что совсем рядом когда-то проходил Путь Благовоний.

      Удалить
  4. Нет слов... Научный трактат, всё сложно и интересно. Давайте дальше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташенька, полугодовой труд. В Израиле всё так удивительно переплетено - история, религия, культура...но так интересно узнавать об этом.

      Удалить
  5. А муж писатель или историк или это для души (и от души ))?
    Увлекально и интересно !!!
    Спасибо вам )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташенька, для души и от души. Спасибо !

      Удалить
  6. Ирина спасибо! интересно и познавательно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, рада , что понравилось.

      Удалить
  7. Ириш,спасибо!Интересный пост.

    ОтветитьУдалить