октября 26, 2014

"Делфт в сине-белом".

В Тель-Авивском музее изобразительных искусств («Tel Aviv Museum of Art») проходит выставка делфтского фарфора из собраний израильских музеев и частных коллекций - "Делфт в сине-белом". На выставке представлено более 600 экспонатов объединенных утонченной и безупречной синей росписью на белом фоне.


Хочется рассказать о истории делфтского фарфора не вдаваясь в исторические факты и свединия  о китайских династиях Цин и Мин, о дельфтской гильдии св. Луки,  Голландской Ост-Индской компании... , а росто показать красоту этого фарфора, которая волновала и будет волновать ещё не одно поколение людей.

Возникновение в маленьком голландском городе Делфте производство фарфора, которое сохранилось до наших дней, принадлежит к самым интересным явлениям в истории керамики.
В 17 веке пивоварение в Делфте, которым некогда так славился город, постепенно отходило на второй план из-за ухудшения качества речной воды, а вследстви и качества пива. Практичные голландцы начали искать другие способы заработка. Благодаря расцвету морской торговли суда доставляли в Делфт всевозможные изделия из Китая и Японии, в том числе и фарфор. Расписанный вручную сине-белый восточный фарфор очень быстро приобрёл популярность и высокий спрос.


Тарелки, Китай , период правления императора Канси (1662-1722)

Доставка фарфора из Китая было делом доходным, но хлопотным и сопряжённым с многочисленными трудностями: хрупкость товара, кораблекрушения, значительное снижение производства фарфора в Китае… Дельфтские мастера стали пробовать имитировать восточные изделия с использованием местной глины. Всё это способствовало возникновению на месте пивоварен гончарных мастерских, их росту и процветанию.
Путём подражания декоративным элементам из восточной фарфоровой живописи, в Делфте создаётся свой стиль небесно-синей росписи на белоснежной глади фарфора.

Тарелка, Голландия, середина 17 века

Изделия расписывались и многоцветной палитрой, но именно сочетание синего и белого сделало Делфт знаменитым.




Диковинные восточные узоры постепенно уступали место голландским пейзажам, сценкам из повседневной жизни, цветочным композициям, библейским и мифологическим сюжетам в сине-белых тонах. Рисунки на фарфоре отличались изяществом и тонкостью линей. «Особенностью Делфтского фарфора было многократное покрытие изделий прозрачной свинцовой глазурью и заключительный обжиг при низких температурах. Такая техника обработки делала продукцию близкой по качеству к фаянсу – одному из самых прочных видов фарфора.»


16 изразцов со сценой китобойного промысла, Голландия, 17 век

К 1711 году число фабрик в Делфте увеличивается до тридцати и маленький голландский город становится на многие десятилетия крупнейшим керамическим центром Европы. В те времена трудно было найти голландский дом, который бы не украшал делфтский фарфор. Картинах голландских мастеров 17 века прекрасное тому подтверждение…

Делфтский художник Ян Вермеер - «Дама, стоящая у вирджиналя»
Виллем ван Мирис - «Пряха»

Бальтазар ван Дер Аст - «Ваза с цветами у окна»

Корнелис Де Ман  - «Меняла»
Корнелис Трост - «Ян Клас, или Мнимая служанка: Прошение руки Сартье Янс»

В середине XVIII века производство фарфора в Делфте столкнулось с огромными трудностями. И заключалось оно не в открытии секрета производства китайского фарфора, а в изобретении англичанином Джоном Сэндлером в1749 году технологии быстрого нанесения узоров на фаянсовые изделия. Небольшие объемы производства изделий Делфтского фарфора, кропотливая работа мастеров и высокая цена не могли конкурировать с новейшей технологией.



Декоративные пилястры, Голландия, 17 век

Одна за другой закрываются мастерские. Из трех десятков мастерских, существовавших в городе в период расцвета фаянсового дела, осалась только одна фабрика - «De Porceleyn Fles». Красота и секреты производства делфтского фарфора так бы и канули в лету, если бы в 1876 году два голландских предпринимателя не купили бы эту фабрику, с целью возродить старинное производство делфтской керамики. Так Делфтский фарфор снова приобрёл мировую известность, а фабрика в 1919 году получила звание «Королевской» («Royal»).

Вазы и сосуды для масла, Голландия, 18 век

"Landscape" , Голландия, вторая половина 19 века

Ещё немного фотографий с выставки. Делфтские изразцы («Изразец – плитка из обожженной глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью»). Каждая плитка или композиция из плиток представляли собой законченный орнамент. На них изображали милые сердцу голландцев ветряные мельницы, небольшие парусники, тюльпаны, поющие птицы.








Дивные райские птахи украшают голландские изразцы 17 века:




А этот удивительный экспонат попал на выставку уже после открытия. Куратору выставки д-ру Дорону Лурье позвонила дама, которая сказала, что в ее семье хранится керамическая вывеска мясной лавки ее деда, жившего в городе Зволле, в Голландии. Вывеска из 12 изразцов и относится к 19 веку:


"Sign of Isak Mozes de Vries's Butcher Shop", Голландия, 19 век

На выставке можно увидеть ни только уникальные изделия из Делфтского фарфора 17-18 веков с рисунками необычайной красоты, но и работы современных израильских художников. Очень понравилась работа художника реалистического направления  Давида Нипо "Lion Devouring an Ox":


У жителей и гостей нашей страны есть прекрасная возможность увидеть и полюбоваться сине-белым Делфтом. Выставка продлится ещё неделю, до 1 ноября. Все подробности на сайте Тель-Авивского музея изобразительных искусств.

24 комментария:

  1. Прочитала с удовольствием.Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, рада, что понравился мой рассказ о выставке.

      Удалить
  2. Изумительная выставка!
    Потрясающие экспонаты! Спасибо, Ирина, за экскурсию!
    Существует спорное мнение, что наша русская гжель имеет голландские корни) В любом случае радостно, что голландская культура и русская имеют сине-белую точку соприкосновения)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Волнующая красота! Только свет был в залах приглушенный - фотографии получились в "винтажном стиле" :)
      Наташенька, мнение спорное. Дельфтского фарфор был эстетическим идеалом своего времени, его иммитировали во многих странах. Гжель действительно имеет общие черты с дельфтской, но историю гжели описывают по разному.

      Удалить
  3. Всегда нравились старинные печи с такими изразцами, в Питере они в некоторых дворцах сохранились.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оленька, я когда делилась впечатлениями о выставке с соседкой, она мне тоже рассказывала о Питерских дворцах с изразцами. Хотелось бы посмотреть :)

      Удалить
  4. Ответы
    1. Элечка, и история делфтского фарфора и работы очень интересные

      Удалить
  5. Wow! what a discovery! We'll certainly go and see the exhibition.
    Thanks for the video clip.
    Hugs, Drora

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Drora, amazing exhibition!
      Exhibition until the end of this month.

      Удалить
  6. Очень интересно и очень красиво!!!!Чем-то похожи с нашей гжелью,наверное цветовой гаммой)))))Классно!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, я бы с удовольствием побывала на выставке гжели.

      Удалить
  7. Безумно интересно!
    мне очень понравились птички ( страсть)
    хотя они и не в бело-синей гамме..( ну те что запали в душу)
    Представляю... наверное рассматривая переносишься совершенно в иной мир..
    Рада за тебя , за твое настроение и насыщенную жизнь!
    Благодарю за экскурсию, когда еще побываешь в Тель-Авивском музее изобразительных искусств... спасибо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, я в душе путешественник :) Стараемся с мужем в выходной обязательно куда-то поехать. В музей ехали на экспозицию деревянных синагог. Но не смогли не зайти на делфтский фарфор :)

      Удалить
  8. очень люблю бело синюю графику) Ириша, спасибо за рассказ

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Верочка, я в музее купила книгу по этой экспозиции. Теперь любуюсь вечерами :)

      Удалить
  9. очень красиов и интересно!! спасибо, Ириш, за такой рассказ! сразу вспомнила дворцы Петра и Меншикова в Питере :) мне особенно цветные птицы понравились :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что понравилось. Леночка, мне цветные птички тоже по душе. Хочется попробовать нарисовать такую на маленькой шкатулке.

      Удалить
  10. Ирина,спасибо за экскурсию и фото,вспомнилось посещение музея в Делфте,картинку помню,а информация подзабылась,поэтому прочитала с удовольствием. Спасибо :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светочка, интересно увидеть мастеров за работой и тонкости процесса производства.

      Удалить
  11. Крааааасиво! ты не экскурсовод случайно?))) Делфтские изразцы особенно понравились! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, я не экскурсовод :) Посещение выставок планирую заранее и заранее старюсь прочитать как можно больше, что бы было интереснее :)

      Удалить
  12. Ирина ,спасибо за познавательность твоего блога !

    ОтветитьУдалить
  13. Красиво так!
    Спасибо за фоточки!

    ОтветитьУдалить