июня 07, 2014

Santos. Испанский взгляд девы Марии. Заключительная часть.

Из забвения в будущность…
Смотрители алтарных статуэток (camarero) ревностно относились к своей должности. Они готовили Santos к шествиям, одевали и наряжали статую создавая образы приуроченные к тому или иному церковному служению.
Бережно очищая, ухаживая за алтарными статуями и делая мелкую реставрацию смотрители смогли донести до наших дней прекрасные произведения религиозного искусства, созданные умелыми руками мастеров несколько сотен лет тому назад. Как ни парадоксально, но вся многовековая история алтарных статуй Santos пронизана коллизиями и противоречиями. Конечно же конфликты возникали в основном из-за конфессиональных разногласий не менее часто, чем из-за различий в трактовке и разночтений христианских святых писаний. С религиозной точки зрения, практика создания, владения и поддержания алтарных статуй святых зачастую преподноситься как мягкий катехизис для верующих людей, где знаковые атрибуты в совокупности с алтарной статуэткой являлись своеобразным компендиумом, призванным в сжатой и краткой форме донести этико-философские догмы до римско-католической паствы. Ниже автор позволит себе привести несколько примеров теологических конфликтов сопутствующих алтарным статуям Santos с глубокой древности до современности…
• Первый и наверное самый значимый конфессиональный конфликт заключатся в том, что если для католика-христианина хранение и использование алтарной статуи является формой религиозного благочестия, то для православного представителя христианства это будет явным идолопоклонством.
• Конфликт второй. Практика использования Santos в культовых ритуалах зачастую граничит со зрелищностью, которая в свою очередь не является добродетелью, что и вызывает вопросы связанные с искренностью и правомочностью использования алтарных статуй, особенно в «Страстную неделю».
• Следующий конфликт возник из-за возможности алтарных статуй Santos к внешним трансформациям. Эти разногласия касаются не только способности Santos изменять положение частей тела в пространстве, но и изменений в самом облике статуи посредством замены одеяний, украшений или атрибутов.
• Католицизм более либерален относительно ортодоксальных ответвлений христианства и допускает некоторые интерпретации связанные с заменой одних атрибутов на другие. Легитимируя таким образом свою «инновационость» и способность адаптации к новым условиям, что воспринимается многими христианскими конфессиями как еретические или не уважающие традиционные каноны изображения святых.
На самом деле конфессионных конфликтов гораздо больше и они гораздо глубже и сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Но… конфликты являются неотъемлемой частью истории алтарных статуй Santos, проходящих свой путь сквозь всю историю человечества.
Начиная с периода индустриальной революции, начавшейся со второй половины восемнадцатого века и вплоть до 1940 года, популярность алтарных статуй Santos неуклонно снижалась. Нет, Santos не исчезли и их продолжали изготовлять и использовать в небольших, обычно деревенских или общинных католических церквях. Общее количество изготовляемых Santos сокращалось, так как умельцев занимавшихся профессиональной резкой и росписью становилось меньше, утрачивались навыки и секреты изготовления «настоящих» Santos, всё больше появлялось стилизованных под Santos изделий. Уменьшение количества Santos в этот период связанно ещё и с тем, что многие статуэтки были уничтожены или утеряны в «плавильном котле» становления США и Мексики. В не больших и более «спокойных» странах как Пуэрто-Рико, Куба, Гватемала, Чили, Венесуэла и др. алтарные статуэтки Santos сохранялись в лучшем состоянии и большем количестве. Всё это привело к тому, что сегодня алтарные статуэтки Santos XVII – XVIII веков превратились в настоящий раритет, оценивающийся в десятки, а в хорошем состоянии и тысячи долларов, которыми мечтают обладать многие музеи и коллекционеры всего мира. В современном мире практика алтарных Santos встречается всё реже, в основном в сельских домах и маленьких церквях. В нише или на полке устанавливается простой или резной алтарь с изображениями любимого святого или группы святых, украшением которых служат молитвенные карточки, свечи, чётки, сувениры и семейные фотографии. Для верующего каждый образ и символ проникнут духом святого, которого взывают ходатайствовать перед Богом от имени молящегося.
После 1940 года традиции резьбы и росписи Santos стали возрождаться. Но как и в прошлом, иконографические каноны диктуют кодифицированные наборы знаков и символов, поз и атрибутов, цвета и одеяний. Для точности представления, современные santeros попрежнему полагаются на печатные издания молитвенников, иконы и знания священнослужителей.
Если раньше santeros были пропитаны религиозными убеждениями, они видели в своей работе не только призвание, но и промысел Божий, они нуждались в духовном служении обществу. Современные резчики и создатели Santos называют себя не santeros, а talladores de Santos – «резчики святых», таким образом убирая религиозную составляющую своей работы. Santos превратилась в произведение искусства, которое несёт в себе видение художника создавшего его. Многие мастера современности воссоздают уже почти утерянные Santos по рисункам, фрескам, останкам древних Santos, найденных во время научных поисков или случайно. Но созданные художниками статуэтки Santos, так же могут быть использованы в качестве алтарной статуэтки после освещения церковью. Многие историки, культурологи, антропологи и другие учёные начинают серьёзно заниматься изучением влияния алтарных статуэток Santos на современную цивилизацию. Основанная на трёх главных традициях ремесленного искусства (фламандская, итальянская и испанская), прошедшая и идущая с человечеством всю его историю, изменявшаяся с различными эпохами и стилями, забываемая и возрождаемая Santos всегда была и будет частью культурной традиции Латинской Америки и части Европы. В последние годы интерес к традициям и культурно-историческому значению Santos вырос на столько, что многие «кукольники» и мастера создают свои творения в стиле навеянным Santos. Облик Santos модным веянием входит в мир творчества и прикладного искусства, становясь стильным трендом.







Словно живое существо, Santos эволюционирует вместе с человечеством, отображая в своём облике нас, стараясь сделать нас лучше, справедливее, человечнее… В эпилоге хочу ещё раз процитировать М. Е. Салтыков-Щедрина «Из всех существующих в мире загадок, тайна куклы – самая загадочная. Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».



Материалы и ресурсы использованные в очерке:
Сайт «ВикипедиЯ - Свободная библиотека».
Сайт «Восточная литература» публикация «Хроника Альфонсо III»; авторы сетевой версии - Тhietmar. 2002; перевод - Железнов С. 2002; редакция – Железнов С., Нечитайлов М. 2002; дизайн - Войтехович А. 2001.
• Селиванов В. Н. «Латинская Америка: от конкистадоров до независимости».
• Кудрявцев А. Е. «Испания в средние века». Издательство «Ленинград», 1937г.
• Ветхий завет; Книга Бытие.
• Голдовский Б. П. – «Куклы»; Энциклопедия. Издательство «Время». Москва. 2004г.
• Lange, Yvonne. «Santos: The Household Wooden Saints of Puerto Rico». Ph.D.
dissertation, University of Pennsylvania, 1975.
Мировая цифровая библиотека
• Lewis Hanke, “History of Latin American civilization”, том 1.
• С. Маршак, перевод сонета В. Шекспира «Твоя ль вина, что милый образ твой»
Сайт FAMSI - The Los Angeles County Museum of Art
Сайт Youtube, историко-документальный фильм «Падший бог: Монтесума», выпущенный Discovery Civilisation в 2006 году.

С предыдущими частями очерка о Santos можно ознакомиться по ссылкам -
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 1.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 2.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 3.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 4.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 5.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 6.

1 комментарий:

  1. Ириночка, привет! прочитала все очерки, по несколько раз заглядывала, перечитывала, столько интересных подробностей, переваривала))) потом ещё читала - потрясающе написано и какой колоссальный труд - вот так всё вместе и взаимосвязано - очень здОрово! У тебя как в хорошей бибилиотеке - есть всё и всё невероятно интересно и захватывающе! Ты замечательная! Спасибо!

    ОтветитьУдалить