мая 31, 2014

Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 6.

Мистерия Santos.
К периоду завершения конкисты сформировались и основные образы алтарных статуэток Santos. С середины XVII века превалирующим стилем при создании Santos стал стиль барокко – символ триумфа «европейской цивилизации». Барокко, отличающийся контрастностью, динамичностью обра-зов, стремлению к величию и пышности, аристократичностью, к совмещению реальности и иллюзии, но одновременно с тенденцией к автономии отдельных образов и даже жанров, стал основным стилем для алтарных статуэток Santos с середины XVII века и до наших дней. В Испании с началом эпохи стиля барокко стали создаваться Santos со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой для большего правдоподобия образа. На статуи Santos размером с человеческий рост очень часто надевали настоящие одежды и украшали настоящими произведениями ювелирного искусства, созданными из золота и драгоценных камней. Автор не пишет о том, что все алтарные Santos после XVII века выполнялись в стиле барокко, вовсе нет, но основная концепция и стиль – да, принадлежали стилю барокко. Несмотря на основные постулаты изображения алтарных статуэток, принятые церковью, облик статуэтки менялся в зависимости от места и времени создания, а так же от видения статуэтки мастером. Основные правила изображения святых, выполненные в алтарных статуэтках Santos, имеют те же корни что и иконопись. Некоторые правила изображения святых уже описывались ранее, но мы вкратце коснёмся ещё некоторых правил напрямую имеющие отношение к алтарным статуэткам Santos.
Алтарная статуя – не портрет и не жанровая статуэтка, это прообраз святого и символизм идеального человечества. Потому алтарная статуя дает лишь символическое его изображение и не преследует цели физического сходства. Физическое движение статуи было сведено до минимума или вовсе отсутствует, несмотря на подвижность сочленений некоторых Santos. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры и рук, складками одежды и её цветом, а главное – глазами.


Одежда на Santos не средство прикрытия телесной наготы, одежда – символ. Она ткань из подвигов святого. Одна из важных деталей одежды – это складки. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует так же о времени создания статуи. В VIII – XIV веках складки вырезались или прорисовались частые и мелкие, что повествовало о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV – XVI веках складки создают прямыми, длинными, чёткими и редкими, через них проецируется духовная энергия, как бы передавая полноту упорядоченных духовных сил. Вся алтарная статуя Santos является повествованием через постулаты церковного символизма.
Изображение нимба – олицетворение сияния света и Божественной славы, которые призваны преображать сущие и человека, соединившегося с Богом. Изображение круга очень важный элемент и символ в христианстве – не имеющий ни начала, ни конца и означающий Вечность. Корона являлась почти неотъемлемой частью образа алтарных статуй Santos, украшенная драгоценными камнями или стразами она символизировала духовное богатство святого. Присутствие скипетра говорило о знаке церковной власти. Солнце, дарующее свет и жизнь, над головой святого символизировало Бога и слово Божье. Полумесяц или намного реже присутствующая Луна – сложный и амбивалентный образ, изменчивый и неверный. Луна меняет природу своего действия в зависимости от знаков и образов, в окружении которых она находится. Луна является мистическим символом постоянных трансформаций и преобразований формы, силой управляющей превращениями в природе.
Атрибуты важны как символы церковных таинств. Так изображение сосуда с водой являлось символом крещения. Алавастр изображался как символ таинства миропомазания. Таинство причащения символизировали чашей или дискосом. Лавровый венок – дух радости. Голубица, держащая во рту ветвь, обозначала милосердие. Золотой венец – символ духовной победы. Семь золотых звёзд, обычно присутствовавшие в нимбе святого – дух ведения. Громовые стрелы – страх или гнев Божий. Книга – символ мудрости. Золотой подсвечник олицетворял дух разума, а золотой крест или сердце символизировали веру, надежду и любовь.


Поза рук статуэтки так же символичны и передают некоторый посыл. Например, рука благословляющая является символом священного таинства. Рука держащая другую руку – символ венчания. Рука прижатая к груди – сердечное сопереживание. Поднятая вверх рука является символом призыва к покаянию. Протянутая вперёд рука с открытой ладонью – знак повиновения и покорности. Обе руки поднятые вверх – моленье о мире и прощении. Жест просьбы или моление о помощи изображались поднятыми вперёд руками. Прижатые руки к щекам повествуют о скорби и печали. Шарнирные сочленения алтарных статуэток позволяли передавать важные сообщения верующим всего лишь привнося небольшие изменения в положение рук статуэтки.


Иногда, в руки больших, с человеческий рост алтарных статуй вкладывали некоторые предметы или растения для подчёркивания важности события. Если вы увидели в руке Девы Марии цветок анемона, то это говорило о глубокой скорби. Красный крест держали в руках святые мученики, а если Дева Мария – Возрождение. Крайне редко можно было встретить изображение Девы Марии с пеликаном в руках – символом чадолюбия.
Цветовая палитра строго регламентировалась в соответствии с церковными канонами. Для изображения Пресвятой Богородицы характерны темно-вишневый омофор и синий или темно-синий хитон. Образу Спасителя свойственны цвета темно-коричнево-красного хитона и темно-синего гиматия.
• Золотым цветом или светом возвещается радость. Золото (ассист) на одеждах святого символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного.
• Желтый или охра – цвета наиболее близкие по спектру к золотому, часто являются просто его заменой, также являются цветами высшей власти ангелов.
• Пурпурный или багряный цвета были очень значимыми символами, особенно в византийский период. Это цвета царя, владыки, Бога на небе и императора на земле. Потому кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в одеждах Богоматери – царицы Небесной.
• Красный – один из самых заметных цветов в Santos. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения, победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов.
• Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.
• Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе земное и небесное.
• Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юно-сти, цветения, надежды, вечного обновления.
• Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
• Серый – цвет, который почти никогда не использовали в росписи алтарных статуэток Santos. Смешав в себе черное и белое (зло и добро), он становился цветом неясности, пустоты, небытия.
• Черный цвет – цвет зла и смерти. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов ушедших от обычной жизни – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.


С предыдущими частями очерка о Santos можно ознакомиться по ссылкам -
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 1.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 2.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 3.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 4.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 5.
Через несколько дней будет опубликована следующая глава. Заходите, я Вам всегда рада!

6 комментариев:

  1. Очень интересно и познавательно!

    ОтветитьУдалить
  2. такие секреты, такие факты, такие фото. Вы молодцы, что пишите и делитесь со всеми!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёночка, я очень рада, что очерк понравился.

      Удалить
  3. Спасибо огромное за такой колоссальный труд! неоднократно возвращаюсь к вашему исследованию, очень ценная информация!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, рада, что понравился Очерк моего мужа о куклах Santos.
      очерк можно прочитать целиком в файле формата PDF - «Santos. Испанский взгляд девы Марии» - http://1drv.ms/1rJyS4X

      Удалить