мая 24, 2014

Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 4.

«Твоя ль вина, что милый образ твой…»
Под влиянием требований католической церкви и местных традиций основные направления и стили Santos полностью сформировались к концу XIII века и почти не изменялись до начала экспансии католической Испании на территории Америки и Африки. Внимательный читатель наверняка заметил неоднократное упоминание о влиянии церкви на развитие Santos, но без разъяснений основных причин и следствий этого влияния. К канонам изображения Santos католическая церковь предъявляла требования не менее жёсткие, чем к любым другим формам церковного изобразительного искусства: монументальной живописи (фреска, мозаика и прочее), живописи на религиозные темы, чеканке, литью, изображению на эмали и многому другому... Для средневековой церковной живописи характерны некоторые стилистические особенности, такие как:
• Все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах принятых иконографической традицией.
• Святость изображенных людей и ангелов подчеркивается сиянием вокруг их голов – нимбами.
• Стилизуются пропорции человеческого тела – удлиняются, укорачиваются.
• Стилизуются также складки одежд, форма горок, арок и архитектуры.
• Используется особая символика цвета, света, жестов и различной атрибутики.
Совокупность всех изобразительных приёмов создаёт особую знаковую систему – язык, где каждое изображение является семиотическим текстом, подробно раскрывающим о святом и действии связанным с ним. Каждый жест, поза, наклон головы, положение рук, цвет одежд, изображение животных или некоторых вещей, присутствующих на изображении – всё это словно слова и предложения, рассказывающие свою, уникальную историю… Например атрибутами мученика становились орудия казни или пыток, которым он подвергался или от которых погиб.


Сопровождающие животные повествуют о видениях или о том, каким чудесным образом животные спасали святых. Некоторые атрибуты повествуют о принадлежности святых к той или иной группе, например: корона повествует о причастности к царскому роду,


тиары – к папству, митры – к епископам,


пальмовые ветви символизируют девственниц, а ракушка символ паломничества. Символ Ангелов – это конечно крылья.


Некоторые атрибуты присущи только конкретному святому: так сосуд с миро или красное пасхальное яйцо символизируют Марию Магдалену, а ключи от рая – Апостола Петра. Различные цвета ряс канонизированных монахов говорят о принадлежности их к тому или иному ордену: так орден доминиканский ассоциируется с белыми рясами, а малиновый цвет рясы с редемптористким орденом (Конгрегация Святейшего Искупителя). Конечно же, каноны изображения святых отличны в различных направлениях христианства, особенно различия усугубились после Великого раскола церквей в 1054 году.
Испания была вторым по значению центром Римской империи после Италии. Весьма рано в Испанию проникло и стало распространяться христианство не смотря на достаточно суровые преследования со стороны Римской власти, а впоследствии вестготов, вандалов, варваров и мусульман. В ранний период христианства почти некому было следить за созданием алтарных кукол-статуэток. Слишком далеко находились единичные христианские священники, слишком опасно было искать их в контролируемых римлянами, городах-королевствах и графствах…. С развитием христианства, примерно в V – VI веках, стали появляться церкви-базилики, возникали монастыри, представителей католического духовенства становилось больше. Примерно с конца IV века алтарные статуэтки Santos начали набирать популярность на территории Пиренейского полуострова и как следствие этого – увеличение спроса на них. Далее вступает один из законов экономики, который лаконично изложил Джон Мейнард Кейнс : «Спрос рождает предложение». Конечно же, не все христиане-католики обладали необходимыми навыками, чтобы сделать самим алтарную статую такой, какой они хотели бы её видеть, а значит… нужно было обращаться к резчику по дереву (Santero), который за свой труд просил оплаты. Вырезать и расписать деревянную статуэтку недостаточно, было необходимо освещение церковью, чтобы деревянная кукла стала алтарной статуэткой. Резчики и росписчики по дереву не обладали необходимыми теологическими знаниями, чтобы сделать свою работу соблюдая все церковные правила. Мастерам приходилось в свою очередь обращаться к представителям церкви, которые зная и соблюдая каноны изображения святых, могли освятить статуэтку и… были совсем не прочь обогатить свой приход несколькими золотыми солидами.


Рекомендации, правила, законы и каноны – это градации различных требований и устоев. Если мы рассматриваем рекомендацию, то подразумеваем некоторый совет, некоторое дружеское и необязательное пожелание. Если мы рассматриваем канон, то относимся к этому своду законов как к чему-то незыблемому, непогрешимому, не подлежащего пересмотру. Весь спектр этих градаций церковь применяла к алтарным статуэткам Santos в зависимости от места, исторического момента и конечно же из экономических соображений. Древесину осины или других недорогих пород дерева церковь разрешала использовать для простых и дешёвых статуэток предназначенных для бедных. Хотя в это же время не рекомендовала, а порою и требовала законодательно использовать дорогие сорта древесины для создания дорогих Santos, предназначенных для больших приходов и церквей. Эти же правила относились к украшению и к росписи Santos – можно расписывать дешёвыми красками статуэтки для простолюдинов, но нельзя использовать те же краски для дорогих алтарных статуй. «Двойная мораль»? – спросите Вы. И «да», и «нет» – будет ответ. «Да» – так как это подчёркивало неравенство на всех возможных ступенях и во всех возможных вертикалях иерархии: социальной, классовой, родовой, национальной и любой другой, которую только можно вообразить. «Нет» – так как качественно выполненные из дорогих материалов статуэтки становились достоянием церквей, очень богатых вельмож, королевских особ, превращаясь в произведения искусства, а значит и требования предъявлялись очень высокие не только к материалам и качеству работы, но и к условиям содержания этих шедевров.
Дорогие алтарные Santos представляли не только религиозный или эстетический аспект, но являлись и вожделенным предметом роскоши – как показателя социального статуса, богатства и могущества. Средней руки торговец, небогатый аристократ или бедная церквушка в удалённом городке не могли себе позволить минимальные условиям содержания роскошных алтарных статуй Santos, не говоря уже о покупке оных.
Истории известен случай начала междоусобной войны между двумя городами-королевствами из-за алтарной статуи Девы Марии, в которой погибло более 1500 человек и закончившейся бесславной утратой статуи, из-за которой и возник конфликт между двумя в прошлом друзьями...
Подытоживая, можно смело написать, что дорогие статуи Santos являлись не только культовой атрибутикой, не только предметом искусства, и не только показателем статуса и привилегированности своих владельцев, но и выгодным вложением средств с огромным оборотом, полностью направляемых и контролируемых католической церковью. Экономический аспект Santos нельзя игнорировать так же, как мы не можем игнорировать огромную историко-культурную роль алтарных статуй Santos. При кажущейся нам сегодня социальной и морально-этической несправедливости прошлого, не смотря на двойные стандарты и полный контроль со стороны католической церкви – без всего этого мы бы не смогли любоваться произведениями искусства прошлых веков, чудесным образом сохранённых до наших дней.


С предыдущими частями очерка о Santos можно ознакомиться по ссылкам -
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 1.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 2.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 3.
Через несколько дней будет опубликована следующая глава. Заходите, я Вам всегда рада!

5 комментариев:

  1. Ирин очень интересно, вот вроде бы куклы по большому счету, пусть и культовые, но как же все сложно)))
    кстати мы тут а перми тоже не лыком шиты))) у нас есть свои, именно что только наши, пермские, деревянные боги, они правда в 17 веке возникли, но они абсолютно уникальны
    если интересно то я вот тут немного в яндексе нашла
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F0%EC%F1%EA%E0%FF_%E4%E5%F0%E5%E2%FF%ED%ED%E0%FF_%F1%EA%F3%EB%FC%EF%F2%F3%F0%E0
    http://l-afinogentov.livejournal.com/303811.html
    http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B8
    мне кажется они очень похожи с сантос))))

    ОтветитьУдалить
  2. Оленька, помещаю ответ моего мужа на твой комментарий:

    "Здравствуйте Ольга.
    Очень приятно, что мой скромный очерк о куклах Santos нашёл отклик в Вашем сердце, за что Вам огромное авторское спасибо. Отдельное спасибо за интереснейшие ссылки о «Пермских богах» – это действительно уникальное явление для православно-христианской России. Внимательно почитав присланные Вами ссылки, я не удивился очевидному сходству с некоторыми алтарными Santos, но был крайне удивлён самому факту существования статуй святых в достаточно консервативном течении христианства, взращенном на классической Византийской иконописи – это удивительный факт! Примерно я могу себе представить, как попали алтарные статуи на территорию Урала и в частности в Пермь. На рубеже XVII – XVIII веков на Урале стала зарождаться крупнейшая горно-металлургическая промышленность. Разведку металлов и камня производили в основном горные инженера из Германии, Пруссии, Голландии… которые, как известно в основном были католиками-христианами. Строительство дорог, инфраструктуры и заводов так же велось под инженерным управлением Пруссов, Германцев и Голландцев. Не зря же Пётр Великий начал развитие Урала и не на пустом месте возникли заводы помещиков Демидовых. Привести алтарных кукол на Урал могли католики-иностранцы, а вот распространение этих статуй и то, что алтарные статуи «прижились» и стали частью культуры православного христианства – это отдельная и очень интересная история, достойная самого настоящего «исторического расследования». Не думаю, что привезённые католиками-инженерами были именно алтарные Santos, но то, что это были католические европейские алтарные статуэтки – несомненно. Внешнее сходство просто бросается в глаза. Поразительная и интересная история…
    Ольга, разрешите мне ещё раз выразить Вам свою благодарность за Ваш отзыв и интереснейший материал.

    С Уважением, Владислав."

    От меня - ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ой, Вам спасибо)))
      так приятно, честно) но это да, именно наш пермский феномен, меня еще поразило, что высший синод запрещал, а церковь на местах разрешала и потворствовала))
      очень рада, что показала что-то интересное)

      Удалить
  3. Хорошо пермякам, у них вон какие есть.. А у нас в Турции только бабы античные деревянные, каменные и всякие другие. Да и те тысячедавних времён. Их называют кара ана-чёрная мать или мать земля.

    ОтветитьУдалить
  4. Галочка, у нас ни тех, ни других :)

    ОтветитьУдалить