мая 21, 2014

Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 3.

Из чего же, из чего же…
Было бы неверно написать, что практика объёмного изображения святых существовала только в Испании. Изображались объёмно святые и в Италии, и во Франции (особенно в Провансе), и в некоторых других странах Европы. Но Santos создавались только в Испании.
Ранние Santos выполнялись из дерева, позднее из камня и даже кости. Несколько позже стали появляться статуэтки Santos литые из бронзы и других металлов. Но не пользующиеся популярностью литые статуэтки, оставив след в истории, канули в лету – став раритетом, вожделенным экспонатом для коллекционеров и музеев.
Резчики по дереву, создававшие статуэтки святых, назывались Santero или Santonniers, но также назывались и люди, расписывающие Santos или создававшие какое-либо изображение святых. Вырезанные статуэтки расписывались без нанесения грунтового (базового) слоя краски, что делало их крайне недолговечными и уязвимыми. Статуэтки святых были меньше и проще тех, что создавались для церквей. Тем не менее, материалы и методы, используемые художниками и резчиками, оставались неизменно одинаковыми независимо от целевой аудитории. В более поздних Santos как правило использовалась полихромная техника (роспись по дереву) создания деревянных скульптур святых. Статуэтки вырезались из цельного куска местных пород дерева, отшлифовывались до достижения желаемых контуров и необходимой гладкости поверхности. Затем, на деревянную заготовку наносилась ткань пропитанная животным клеем (желатин), который вываривался из костей, хрящей, жил, кожи животных и смешанным с мелом или гипсом. После высыхания нескольких слоёв ткани и перед нанесением краски, гипсовую часть заготовки статуэтки шлифовали для достижения гладкой поверхности. Отшлифованная гипсово-меловая ткань скрывала следы резьбы, становясь достаточно прочной основой и идеальной по фактуре для последующей детализированной лепки рук, деталей костюма и позволяющая с особой точностью передать черты лика. Покрытые гипсом или мелом части скульптуры предотвращали пропитывание древесины краской, сохраняя уникальные цвета и оттенки от изменения цветовой интенсивности под влиянием времени.


Иногда использовался тонкий слой смеси из глины и животного клея поверх гипсово-мелового покрытия как основа для сусального золота, искусно раскрашенного и создававшего иллюзию богато вышитой ткани. Традиция покрывать деревянные статуэтки святых сусальным золотом образовала стиль называемый Detallado («детальный»), в то время как без позолоты – Estofado. Стиль Detallado отличается тем, что полностью окрашенные и покрытые сусальным золотом статуэтки Santos не нуждаются в одежде и других аксессуарах, т.к. образ святого полностью завершён. Стиль Estofado был более распространен и послужил основой к возникновению других направлений и стилей. В пример тому – Niche Santos, небольшие по размеру статуэтки, которые укрывали в нишах и специальных ящиках. Niche Santos были особенно востребованными в период мусульманского халифата на Пиренейском полуострове. В то время христианам было не безопасно исповедовать свою религию и тем более держать в доме христианскую атрибутику. Niche Santos – «Святое Убежище» (от слова niche – ниша, убежище) помогало христианам скрыть от ненужных глаз лики своих святых. В период реконкисты, в освобождённых от мусульман городах и селениях, жители переносили своих Niche Santos на самое видное и почитаемое место в гостиных и спальнях, украшая и преподнося подарки своим святым.


Для окраски и росписи статуй святых мастера применяли темперу , а после VI-VII веков – масленые краски, традиционные для того периода времени. Темпера трескалась и осыпалась с деревянной статуэтки из-за деформаций древесины под влиянием внешних климатических условий: увеличения и понижения температур и изменения влажности воздуха. Это приводило к тому, что рано или поздно статуэтка оказывалась в руках мастера. Мастер исправлял ущерб, нанесённый природными факторами и обычным износом, частично реставрируя или полностью расписывая всю статуэтку заново. Учёные находили статуэтки Santos со следами многократной реставрации и перекраски, где каждый новый слой краски сильно разнился по химическому составу от предыдущего, что свидетельствует о том, что одну алтарную статуэтку использовало не одно поколение христиан и как трепетно относились к ним их владельцы.


Цена алтарных кукол была не мала. Необходимо упомянуть факт, что ультрамарин, достаточно часто использовавшийся в росписи, был очень дорог и применялся как символ роскоши – он продавался по весу 1:1 к золоту почти до конца средневековья. Не дёшевы были и лаки (растворённые в спирту смолы деревьев) применявшиеся для защиты окрашенной и расписанной поверхности алтарных статуэток. В основу красок входил свинец, мел, киноварь, лазурит и охра. Для окраски и росписи применялись преимущественно краски с добавлением минеральных или растительных пигментов. Учёные обнаружили, что приблизительно с начала VII века в состав красок как связующий материал входила олифа. Примерно в этот же период времени стали использовать масленые краски и уникальную технику применения воска. Воск применялся для лепки и литья рук, лица и голов статуэток. Воск смешивался с канифолью и мелом, отливался в нужную форму, после застывания заготовки её прикрепляли к корпусу статуэтки и расписывали. Примерно к середине VIII века стали применять гвозди для крепления фигуры к постаменту. Применение гвоздей немаловажный факт свидетельствующий о возникновении артельного производства алтарных скульптур Santos.


Таким образом, можно с уверенностью сказать об артельном производстве статуэток Santos: фигуры и постаменты могли быть сделаны разными людьми; постаменты могли быть сделаны не для конкретных статуэток. Но многие статуэтки Santos как и ранее полностью создавались одним мастером, что значительно повышало их цену. Настоящий прорыв в техниках и технологиях создания алтарных статуэток происходил с начала VI и до конца X века. В эти века всё больше применяются масленые краски, темпера становилась более качественной, расширяется палитра красок. Краски становятся дешевле и лучше. Всё больше применяются относительно новые материалы для создания статуэток: воск, олифа, казеиновые краски и казеиновый клей, канифоль, сульфат кальция, клейстер, лаки. Инструментарий также совершенствуется. Нож, изначально единственный инструмент резчика, повсеместно уступал место специальным инструментам для резки и тонкой доводки заготовок будущих статуэток. Всевозможные разновидности долот, стамесок (клюкарза и церазик) предоставляли резчику возможность воплощать свой замысел максимально эффективно и точно.


Кроме обычного инструмента резчики уже могли использовать очень современное в те времена устройство механизации – станок , приводимое в действие подмастерьем или самим мастером.


Традиции Santos, сформированные не без участия церкви, на протяжении столетий диктовали условия создания алтарных статуэток. Одно из важных требований предъявлялось к древесине используемой резчиками. Если ранние Santos вырезались из любой доступной местной древесины, то с начала средневековья резчикам настоятельно рекомендовалось использовать определённые сорта древесины. Кедр (Cedrus Pinaceae) использовался мастерами и считался одним из ценных материалов из-за уникальных свойств древесины, но с ним связан и интересный факт… Во многих источниках пишется об Испанском кедре (Cedro Hembra), из-за чего во многих публикациях случается путаница, так как на самом деле речь идёт не о кедре (Cedrus Pinaceae), а о Цидреле душистой (Cedrela odorata), не имеющей никакого родства с кедром. Цидрела душистая (Cedrela odorata) – одна из представительниц рода Цидрел семейства Маливых, нареченная звучным именем «Испанский кедр» только из-за своего кедрового запаха. Далее автор позволит себе перечислить самые популярные сорта древесины использовавшихся для создания алтарных статуэток Santos в средневековье и разрешённых церковью к применению: Тополь (Populus), Осина (Populus tremula), Кедр Сосновый (Cedrus Pinus), Кедр короткохвойный (Cedrus brevifolia), Кедровая сосна (Pinus cembra, она же Сосна европейская и она же Европейский кедр), Цидрела душистая (Cedrela odorata). Некоторые разновидности красного дерева: Махагони (Swietenia mahagoni), Кордия (Cordia alliodora), Красный сандал (Pterocarpus santalinus), Эвкалипт смолоносный (Eucalyptus resinifera).
Как уже писалось ранее, к концу X века реконкиста и церковь частично объединили раздробленную на графства и королевства Испанское государство, что привело к экономическому подъёму, развитию артелей, появлению новых материалов и технологий. Развивалась торговля, города и их правители богатели, а с ними богатела и церковь. В богатых городах и графствах проходили шествия и крестовые ходы, главная роль в которых отводилась статуям Santos. Чем богаче становилась церковь, тем богаче, краше и сложнее становились статуи. Так к концу X-началу XI веков у статуй Santos стали появляться стеклянные глаза, у особо дорогих статуй Santos лики и руки могли быть выполнены из слоновой кости.


Вырезанные из слоновой кости статуэтки Santos отличались особой детализацией и роскошью, в последующих веках они стали известны как стиль Marfil.


Необходимо уделить особое внимание ещё одному из стилей, возникшему приблизительно в начале XIго-середине XII-го веков и ставшим очень популярным до наших дней - «Bastidor Santos».


Особенность этого направления заключается в каркасе заменяющего нижнюю часть туловища статуи. Отсюда и название Bastidor – ограждение, каркас. Каркас создавался из дерева. Изредка создавались каркасы из металлических прутьев на подобии женского каркаса-панье. Направление «Bastidor» унаследовало от других стилей Santos и некоторые другие черты, например шарнирные подвижные конечности и съёмные руки.
На фотографии старинной Santos видны подвижные руки:

Antique Santos, XVIII century

На фотографиях ниже мы видим уже ставший классическим деревянный каркас и шарнирное сочленение рук статуэток Santos:



Когда у статуэток и статуй Santos появились подвижные и съёмные конечности точно неизвестно, но учёные предполагают что в промежуток между IX и XI веками.

С предыдущими частями очерка о Santos можно ознакомиться по ссылкам -
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 1.
Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть 2.
Через несколько дней будет опубликована следующая глава. Заходите, я Вам всегда рада!

4 комментария:

  1. Благодарю. Твоему супругу огромная отдельная благодарность за такой интересный рассказ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галочка, спасибо. Обязательно передам :))

      Удалить
  2. Интересно и познавательно...а какие они красивущие эти статуэтки.....такая одухотворенность!

    ОтветитьУдалить
  3. Татьяна, история Santos очень интересна. Ещё будет опубликовано три части, заходите, буду рада.

    ОтветитьУдалить